Гибкость тела определяется как возможность выполнять различные движения с большой амплитудой. Гибкость даёт свободу нашим движениям за счёт работы мышечной ткани (например наклониться вниз, завязать шнурки, поднять руки высоко вверх и т.д.).

Давайте рассмотрим некоторые общие моменты, влияющие на гибкость нашего тела:

  • природная эластичность мышц и связок,
  • анатомические особенности суставов,
  • функциональное состояние центральной нервной системы,
  • внешние факторы: так как при высокой температуре окружающей среды гибкость лучше, то перед занятием важно сделать разминку и разогреть тело,
  • возраст и пол, так обычно гибкость тела утрачивается с возрастом, а у женщин она лучше развита, чем у мужчин.

Йогическая практика, направленная на вытяжение всего тела, способствует расслаблению мышц, страдающих от статического положения. Восстанавливается кровообращение, повышается выносливость организма, закаляется иммунитет, снижается вероятность травм, поскольку совершенствуется координация движений. Это те плюсы, которые проявляются достаточно быстро при регулярной практике.

В настоящее время для людей, живущих в социуме, очень остро стоит вопрос поиска адекватного способа устранения напряжения. Напряжение может быть трёх видов: поверхностное, защитное и психосоматическое. Многим очевидно, что практика, направленная на развитие гибкости в теле, легко справляется с поверхностным напряжением. Такой вид напряжения и возникает от некорректной физической нагрузки, оно быстро замечается человеком и подталкивает на поиски методов его снятия. Многих это приводит в йога-классы.

Защитное напряжение возникает уже в связи с включением психологических механизмов. Как правило, тело человека реагирует вслед за психикой и становится жёстким, можно сказать, оно закостеневает. Как пример можно привести молодых людей с «закрытой» грудной клеткой, сутулых и с проблемами с адаптацией в социуме. Справиться с таким напряжением человеку в одиночку сложнее, и со временем потеря гибкости тела, вызванная напряжением, начинает причинять ощутимые неудобства в виде проявления неврологических заболеваний. Здесь особо хочется отметить, что в случае, если человек начинает заниматься практикой асан, ему становится значительно легче, и тогда появляется возможность двигаться в практике дальше. Преподаватель со временем может рекомендовать дыхательные упражнения, шаткармы, что при правильном и регулярном выполнении приведёт к восстановлению подвижности тела и ясности ума. В последующем будут наработаны инструменты, позволяющие идти в глубь себя, исследовать и изучать причины и следствия происходящих событий. Определённые негативные моменты, связанные с состоянием нашего физического тела, могут способствовать на самом деле духовному развитию.

Психосоматическое напряжение больше других видов образует блоки в теле и в сознании. Опытные преподаватели могут по признаку отсутствия гибкости в каких-либо участках тела определить «дыры» на уровне энергии. Здесь для занимающегося потребуется терпение, понимание и регулярная практика для преодоления кармических барьеров, для очищения сознания, для перехода к здравому образу жизни.

Так, казалось бы, простой показатель состояния физического тела – гибкость, – даёт возможность для глубокого личностного развития на духовном уровне, помогает выбрать наилучшие способы практики. И если в фитнес-центрах его используют исключительно как показатель отличного физического состояния, то для практикующих йогу по сути (а не по форме) свойственно иное отношение и инструменты, используемые для достижения телесной гибкости.

Если вы посмотрите на описание асан, развивающих гибкость, то увидите, что все они, помимо физической пользы, оказывают влияние на ментальном уровне. Позы с прогибом вперёд успокаивают нервную систему, снижают стресс, беспокойства и легкую депрессию, способствуют умению сохранять самообладание, успокаивают мысли. Асаны в положении сидя также способствуют глубокой концентрации, приносят ясность мыслей. Проанализировав основные асаны, можно увидеть, что они оказывают воздействие и на физическое тело, и на ум, сознание, разум.

Если гибкость в практике рассматривать не как самоцель, а как средство достижения духовного роста, практика становится более осознанной, гармоничной и эффективной!

Желаем практики во благо!