В наше время много пишут, говорят, рассуждают об очищении организма и избавлении от токсинов. Предлагаются самые разнообразные методы и способы. Но далеко не всегда эти методы являются действенными, а зачастую оказываются и небезопасными. И тут необходимо следовать принципу Гиппократа и всей медицинской этики – "не навреди".

В этой связи интересен подход аюрведической медицины к вопросу очистки организма и здоровью человека в целом. Если быть кратким, то аюрведа с санскрита переводится как "наука о жизни", аюс – гармоничная жизнь, веда – знание.

И согласно аюрведе, токсины и продукты неполного метаболизма есть лишь побочный продукт, который возникает при четвертой стадии развития болезни. Всего этих стадий шесть. Механизм развития болезни в организме человека запускается задолго до поедания им убойной пищи, рафинированных углеводов, токсикантов, консервантов и т. д.

Зачастую болезни тянутся даже не из этой жизни, а во многом являются кармическими. И в этой жизни эти кармические болезни или, лучше сказать предрасположенности человека к определенным болезням, проявляются в виде так называемых врагов ума, анартхов. Гнев, зависть, страх, жадность, похоть, ревность – типичные представители этих врагов ума. Мало кто способен распознать у себя тех или иных анартхов и целенаправленно работать с ними. Тем не менее идет время и человек начинает воспринимать анартхи как стереотип своего поведения, и они начинают проникать в наше тонкое тело, и далее запускаются процессы изменения уже на физическом уровне.

Прежде всего удар приходится по гормональной и нейроэндокринной системам. А гормональная система это очень жесткая константа. Шаг вправо, шаг влево вызывают немедленные изменения. В первую очередь эти изменения затронут обмен веществ. Следствием этого будет его нарушение. Не важно, какого – липидного, углеводного или другого. У каждого – свои проблемы. Но дисбаланс обмена веществ приведет к тому, что в организме будут накапливаться продукты неполного метаболизма, в аюрведе их называют ама. На этой стадии применение методов детоксикации даст очень положительный эффект, не допуская развития 5 хронической и 6 неизлечимой стадий.

Теперь, непосредственно о методах детоксикации.

В аюрведе существует 2 метода. Первый называется лангхана, второй метод называется бримхана.

Лангхана происходит от слова лагху – легкий – это облегчающие методы, это те методы, при которых мы что-то из организма выводим, что-то ненужное. Существует два варианта: глубокое очищение и поверхностное. Поверхностное называется шамана, оно предназначено для временного облегчения. А шодхана – это глубокое очищение организма, в аюрведе глубокое очищение еще называется панчакарма.

Бримхана – это тонизирующие, питающие методы, еще они называются утяжеляющими. Это всевозможные тоники, лечебное питание, масляные массажи и т.д.

На эти два основных метода лечения накладываются дополнительные. К ним относят: аромотерапию, фитотерапию, звукотерапию, физические упражнения и т.п. Они прежде всего работают с нашими органами чувств.

Важно помнить. Все, что было перечислено и будет дальше рассмотрено, это все направлено на устранение телесных проблем и болезней. Однако, истинная причина – психологическая и в первую очередь нужно работать с ней, не убрав опору у болезни, не устранив психическую причину болезни, мы не устраним саму болезнь.

Например, у человека огненная конституция тела (Питта-доша). У людей этой конституции как правило ослаблена печень (печень связана с гневом). Гнев – характерная черта людей конституции Питта. Если человек решил эту проблему – справился с гневом, то и печень не болит. Но стоит ему начать гневаться, то первой из равновесия будет выходить печень, напоминать ему об этом.

Теперь рассмотрим алгоритм проведения глубокого очищения, панчакармы.

И здесь будет дан только алгоритм. т.к. процедуры панчакармы очень серьезно воздействуют на организм, они затрагивают очень глубинные слои, то проводить их следует только под присмотром специалиста, в стационаре. Рассказать о них мы хотим для того, чтобы вы поняли всю серьезность этих процедур. Иначе, как уже говорилось, можно "доочищаться".

Панчакарма с санскрита переводится как пять процедур или пять действий. Панч – пять, карма – действие, но в медицинском ключе будет правильно перевести как процедуры.

Хотя панчакарма и переводится как пять действий, на самом деле их 10.

Первых два называются: снехана – промасливание, и сведана – прогревание.

Эти два этапа являются так называемыми пурвакарма – подготовительными процедурами. Согласно аюрведе, приступать к методам детоксикации без подготовки организма строжайше запрещено. Процедуры панчакармы требуют очень много сил от человека, поэтому необходимо как следует подготовить организм, напитать его.

1 этап – снехана – промасливание или умащение.

Промасливание бывает 2 видов – внутреннее и внешнее. Внешнее промасливание состоит во втирании лекарственных масел (аюрведическом массаже), подходящих конкретному человеку. Внутреннее промасливание заключается в приеме внутрь лекарственных масел.

Казалось бы, как связано промасливание организма и его очистка?

В аюрведе есть выражение:

Если сгибать сухую палку, ее можно сломать;
Но если палку промаслить, ее можно согнуть.

Для наружных массажей используют, как правило, кунжутное, подсолнечное, горчичное масла в зависимости от конституции человека. Готовят масла с настоями трав, в которых нуждается конкретный пациент.

Гхи (топленое масло) с проваренными горькими травами используется для внутреннего промасливания. Удивительная проникающая способность гхи делает его исключительным веществом для приема внутрь. Оно заполняет все пространство, обволакивает все поверхности и поэтому легко впитывается тканями.

Главная задача, чтобы внутреннее и внешнее промасливание достигло всех тканей. Гхи с травами поступает в ткани в направлении от желудочно-кишечного тракта к коже, масла из лекарственных трав при втирании в кожу, поступают в ткани в обратном направлении. После впитывания важно, чтобы гхи и масла стали двигаться обратно, забирая по пути всю аму. Этой цели служат травы, добавляемые в масло: травы не только усиливают “открепляющий” эффект масел в отношении отходов, но также побуждают все ткани изгонять масло обратно. Это достигается использованием горьких трав, которые способствуют отторжению – естественной реакции организма на горький вкус.

2 этап – сведана – прогревание.

Хотя сведана дословно переводится как “выделение пота”, ее главная задача расширить шроты – каналы организма, приближая цель промасливания – освобождение органов от амы. Тепло в данном случае противостоит холодной, тяжелой и липкой природы амы.

Под воздействием тепла активизируется агни дхату – огонь, свойственный определенной ткани в организме, который размягчает и расплавляет плотную аму. Последняя разжижается, уменьшается в объеме и покидает ткани в ЖКТ.

Проводится прогревание локальным способом – нади сведана, либо с помощью паровых ванн – башпа сведана.

Токсины – аму, невозможно удалить без двух вышеописанных процедур. Если провести очистительные процедуры без должной подготовки, будут очищены только самые поверхностные структуры тела, не говоря о том, что такое очищение вызовет напряжение всех тканей тела.

Тщетно выжать сок из неспелого фрукта. Сок не потечет. К тому же можно настолько повредить этот фрукт, так что он никогда и не созреет.

Проведение пурвакармы дает телу созреть во избежание нанесения вреда глубоким структурам и субстанциям тела во время детоксикации. Как только ама переместится в ЖКТ, тело должно окончательно освободиться от амы через ближайшие отверстия. Это задача второй стадии панчакармы.