«Моё тело – мой храм, асаны – мои молитвы».

Айенгар

Что же такое асана и как правильно её выполнять? Это резонные вопросы, которыми задаются начинающие практики.

На самом базовом уровне асана – это физическая поза. В практике асан мы помещаем тело в положение, которое имеет определенный результат и смысл, зависящий от той формы, которая принимается телом. Каждая асана имеет свой собственный структурный эффект. Следовательно, подходить к практике мы должны максимально внимательно и собранно.

Асаны также можно назвать средством, которое поворачивает глаза зрачками внутрь, чтобы мы могли отвлечься от внешнего мира и познать себя через работу над телом, погрузившись во внутреннее пространство.

Классическое определение асаны дано в «Йога-сутрах» Патанджали: «Асана – есть устойчивая и удобная поза».

Альтернативные переводы текста дополняют понятие следующими синонимами: неподвижная, твердая, прочная, и одновременно, легкая, приятная. Достигается это положение, как сказано далее, распознанием и наблюдением за реакцией тела и дыхания на различные позы, расслаблением, прекращением усилия и сосредоточением на бесконечном. Если правильно следовать этим принципам, практика асан поможет минимизировать влияние внешних факторов на тело, таких как климат, питание и физический труд. Путем принятия правильной позы прекращается беспокойство и устраняются помехи двойственности.

Отсюда следует вывод: выполняя асаны, мы можем получить столь серьезные результаты и глубоко продвинуться в практике. Это вдохновляет! Однако, чтобы достигнуть этих идеальных состояний, о которых говорят «Йога-сутры», мы должны пройти долгий, местами тернистый путь. Почему тернистый? Потому что сразу и сходу принять устойчивое и удобное положение тела и при этом наблюдать за дыханием, сосредоточившись на высоком, даже в самой простой асане будет не всегда возможным. Это объясняется тем, что у каждого есть свои физиологические особенности и анатомические ограничения. Следовательно, понадобится время и применение к себе аскезы.

Аскеза — важное понятие для начинающих практиков. Это добровольное самоограничение, умение выводить себя из зоны комфорта, расширять эту зону. Она является необходимым элементом дальнейшего развития в асанах. Аскеза практикуется с помощью контроля, терпения и усердия. Наше развитие будет зависеть от того, способны ли мы применять к себе волевое усилие. Конечно, аскеза должна быть адекватной. Если мы, во чтобы то ни было, выпучив глаза, обливаясь потом, терпя сильную боль, задержав дыхание, пытаемся удержать форму, то мы только наносим себе вред и травму. Усилие должно быть приложено соразмерно нашим возможностям на данный момент времени.

Для начинающих практиков выполнение даже простых асан будет аскезой, так как это физически тяжело, непривычно, непонятно. Увы, зачастую мы привыкаем получать от жизни только удовольствия, а физическое усилие, хоть и направленное на улучшение здоровья, не вызывает принятия. Однако, если мы применим к себе аскезу, то постепенно на своём опыте поймём, что через работу с телом мы можем влиять на свой внутренний мир, на работу ума и направлять его в благостное русло, выводящее нас на более высокий уровень сознания, и приближать к тем состояниям, о которых пишет Патанджали.

«Учась контролировать тело, мы учимся контролировать ум».