«Желанием всё мирозданье одето.
Желание — недруг Познанья и Света.
Враг Мудрости — Мудрость ввергает в пыланье,
То алчное пламя в обличье желанья».

«Махабхарата»

Что вы знаете о Брахмачарье? Наверняка в большинстве случаев вы сталкивались с такой трактовкой этого понятия, как половое воздержание. Однако это лишь один из аспектов этого принципа. В нашей статье мы рассмотрим, что же на самом деле подразумевается под принципом Брахмачарьи и как его практиковать.

Брахмачарья — контроль желаний

Брахмачарья (санскр. ब्रह्मचर्य) — четвёртый принцип морально-нравственного свода правил Ямы «Йога-сутр» Патанджали, подразумевающий (вопреки устоявшемуся мнению — что это обет безбрачия) самодисциплину, воздержание от чувственных удовольствий и удовлетворения своих эгоистичных потребностей, избавление от зависимостей и пристрастий, взятие под контроль своих желаний, устранение несдержанности, умеренность во всём. Целибат вряд ли мог вменяться в обязанность абсолютно всем, следующим по духовному пути, независимо от расы, времени и места жизни. Ведь, согласно «Йога-сутрам», Яма — это великий долг, или всеобщий обет «Махавратам», обязателен к исполнению всем, вставшим на путь духовного развития, и является универсальным.

А вот контроль своих желаний — необходимое условие для ученика, вступившего на путь духовного саморазвития. Поэтому приближенным к истине можно считать комментарий Вьясы к «Йога-сутрам» в «Йога-бхашье»: «полный контроль функции половых органов, скрытых потребностей и желаний». Также под Брахмачарьей понимается «пребывание в Брахме», то есть состояние вне влияния Эго, достигаемое осознанием своей божественной природы и пониманием, что всё в мире пребывает в единстве и является проявлением единой божественной сути.

В «Йога-сутрах» Патанджали (глава II Садханапада, сутра 38) говорится о результатах соблюдения принципа Брахмачарьи: ब्रह्मचर्यप्रतिष्ठायां वीर्यलाभः (brahmacarya-pratiṣṭhāyāṃ vīrya-lābhaḥ) — «Утвердившийся в Брахмачарье обретает силу». Вирья (энергия, сила) увеличивается у того, кто контролирует свои желания и не тратит энергию впустую. Когда человек идёт на поводу у своих желаний и страстей, он неизбежно рассеивает огромное количество энергии через Свадхистана-чакру в направлении объектов чувств. Тогда он лишается жизненной силы, растрачивая её запас на удовольствия. Это касается удовлетворения желаний, побуждаемых чувственной природой человека, но особенно колоссальные потери энергии происходят при беЗконтрольном удовлетворении полового инстинкта.

«Сексуальность становится основным способом самовыражения на уровне Свадхистана-чакры, что сопровождается огромными потерями жизненной энергии».

Хариш Джохари

Пока сознание человека находится на уровне Свадхистана-чакры, основной побуждающей силой в его действиях будет наслаждение, получаемое от органов чувств. Чем больше энергии уходит через Свадхистана-чакру, тем больше в нас растёт потребность в удовольствиях, тем сложнее становится усмирить их. Низкие вибрации энергия обретает, когда она порождена эгоистичными желаниями. В желаниях как таковых нет ничего плохого, их вибрационное качество зависит от того, какова их природа.

Для начала выясним, почему возникают желания, и мы находимся в их власти? Причиной невоздержанности в удовлетворении своих потребностей и получении удовольствий является авидья (невежество), когда человек становится жертвой ложного самоотождествления. Пока мы находимся во власти Эго, наше сознание направлено на удовлетворение эгоистичных потребностей, а не на стремление духовно самосовершенствоваться, с целью принести благо миру.

Нужно ли практиковать брахмачарью

Почему же так сложилось, что под Брахмачарьей стали понимать именно обет безбрачия? Брахмачарином называют ученика, который в течение определённого периода времени находится в обители своего духовного наставника, Гуру, познаёт Веды, бепрекословно слушается наставлений учителя, соблюдая определённые аскезы, направленные на отказ от суетных желаний и накопление жизненной энергии, в том числе соблюдает обет безбрачия. Следующей стадией жизни ученика, по возвращении его домой из обители Гуру, является жизнь домохозяина и создание семьи. Поэтому также мы не можем считать обет безбрачия необходимым, так сказать, пожизненным условием для следования духовному пути. Брахмачарья не предполагает полного воздержания от половой жизни в случае, если у вас есть семья. Согласно принципу Брахмачарьи, для поддержания рода и создания здорового и добродетельного потомства необходимо поддерживать чистоту и умеренность в половых отношениях в семье.

Существуют различные мнения относительно необходимости следовать принципам Ямы и Ниямы в жизни человека, вступившего на путь йоги. Согласно одному из них, сначала необходимо утвердиться в практике Асан и Пранаямы, а уже потом переходить к внедрению в свою жизнь основных морально-этических принципов. Тем не менее, неспроста Патанджали упоминает о Яме и Нияме в самом начале сутр, как о первых ступенях йоги, предшествующих остальным: Асане, Пранаяме, Пратьяхаре, Дхаране, Дхьяне и Самадхи. Это основа йоги, которую недопустимо избегать человеку, вставшему на путь духовного самосовершенствования. 

Все принципы Ямы строятся на выполнении первого этического правила Ахимсы — непричинения вреда, поскольку Астея (неворовство), Сатья (правдивость), Апариграха (ненакопительство), как и рассматриваемый нами в статье принцип Брахмачарьи, подразумевающий ограничение потакания своим эгоистичным желаниям за счёт других, особенно в случае использования других людей в качестве средства удовлетворения своих личных потребностей, как и использование органов чувств не по прямому предназначению, а для удовольствий, — все принципы Ямы основываются на необходимости соблюдения принципа ненасилия как над другими живыми существами, так и в отношении самого себя. 

Если вы занимаетесь йогой только в физическом аспекте, то, выполняя асаны и не зная принципов Ямы, в частности — ненасилия, вы в стремлении самоутвердиться или превзойти других, можете причинить себе вред, переступая через боль при выполнении асан и не соблюдая правил травмобезопасности, поскольку Эго требует как можно быстрее достичь желанного результата. 

Мы видим на примере принципа ненасилия всю важность освоения Ямы и Ниямы как первоочередной задачи каждого духовного искателя, ибо практика этих принципов направляет нас на истинный духовный путь. Иначе мы рискуем войти в ряды увлекающихся таким развлечением, как, например, «пивная йога» и тому подобные грубые искажения древнего учения Йоги, являющиеся следствием игнорирования её основополагающих принципов. Это является одним из примеров того, как нарушается принцип Брахмачарьи людьми, не понимающими важность контроля своих желаний и ведущими неосознанный образ жизни, пребывающими в рабстве у своих желаний, неспособными избавиться от вредных привычек и пристрастий, которые завладели их умом настолько, что они начинают внедрять их в практику Йоги. В этом случае йога становится способом получения удовольствия, но не духовной практикой, и подобное осквернение древнейшего учения однозначно приведёт к весьма плачевному кармическому исходу.

Практика Брахмачарьи

Брахмачарья — обширное понятие, не ограничивающееся лишь контролем удовлетворения половых влечений, но предполагающая также умеренность во всём, то есть умение не впадать в крайности. Это значит не давать волю своим желаниям, при этом не погружаться в жёсткие запреты и самоограничения без осознания истинной необходимости этого. Во всём надо научиться видеть целесообразность — это основа осознанного бытия, постепенное растворение пелены невежества, окутавшей сознание.

Важно научиться контролировать свои желания — не подавлять, а именно управлять ими. При сдерживании они вытесняются в подсознание, как не проработанная энергия, формируя самскары. Значит, в следующих жизнях эти желания возникнут вновь. Недопустимо ограничивать себя, если сознание ещё не готово и яро сопротивляется ум. Одними лишь запретами и ограничениями в том, в чём мы привыкли себе угождать, невозможно избавиться от желаний, скорее наоборот, — так мы лишь увеличиваем силу, их породившую и закономерно стремящуюся вновь проявить себя.

Поэтому практика Брахмачарьи подразумевает не только сознательный контроль, но и проработку своих желаний на подсознательном уровне. Чтобы проработать энергии желаний и страстей на уровне подсознания, важно перенаправить их или трансформировать.

Далее будут приведены рекомендации, которые помогут вам начать практиковать Брахмачарью.

  1. Различение.
    Практика Брахмачарьи начинается с контроля на уровне ума. Река сознания стремится бурным потоком либо к чувственным объектам, что влечёт её неизбежно ко злу, либо к различающему знанию, где её течение направляется к добру. Влечение к чувственным объектам побеждается беЗстрастием, появляющемся в результате обретения различающего знания.
    Научиться «слышать» потребности организма, необходимые для обеспечения его жизнедеятельности, а не свои ненасытные желания, побуждающие к наслаждениям и удовольствиям, получаемым посредством наших органов чувств, уметь различать, где одно, а где другое, — важный шаг на пути практикующего Брахмачарью.
    Различающее знание ведёт нас к постоянному памятованию о том, что, к примеру, пища нам нужна для утоления голода, а не для удовлетворения вкусовых потребностей, а жидкость нужна нашему организму для утоления жажды. Ведь голод и жажда — это сигналы, которые посылает организм в случае необходимости пополнить запасы питательных веществ и воды, как естественные физиологические потребности организма.
    Важно суметь определить, когда желание идёт от Эго, а когда является реакцией на сигнал организма.
    В любом случае, важно не впадать в крайности. Любая аскеза должна быть умеренной и не приносящей вреда вашему организму. Важно также понимать, что любое злоупотребление органами чувств ведёт к нравственному падению и деградации.
  2. Осознанность.
    Это правило дополняет и уточняет первое. Практика Брахмачарьи заключается в том, чтобы ввести в свою жизнь умеренность и разумность в удовлетворении своих потребностей. Важно уметь выявлять целесообразность наших действий и мотивацию к ним. Так, например, половой инстинкт должен удовлетворяться по прямому назначению — для зачатия детей. Таким образом на уровне ума можно практиковать Брахмачарью на первых порах: совершая любое действие, всегда задавать себе вопрос: «Зачем я это делаю?»
  3. Информационная гигиена.
    Как известно, то, о чём мы думаем, тем мы и становимся. Это связано с тем, что мы подпитываем энергией свои желания, которые неизбежно стремятся к проявлению. Очищение вашего информационного пространства — важный шаг в практике Брахмачарьи. Старайтесь не провоцировать возникновение желаний и страстей внешними средствами. Существенное влияние на наше сознание оказывают СМИ: радио, телевидение, жёлтая пресса. Избегайте пустого времяпровождения с просмотром фильмов, праздных телешоу и передач, имеющих понижающую вибрации смысловую наполненность, чтением развлекательных пабликов в интернете и тому подобное. Старайтесь замещать всё это здравой информацией, просмотром развивающих фильмов и чтением духовной литературы.
  4. Контроль внешних воздействий.
    Внимательно следите за тем, что приходит извне, какие энергии вас окружают. Наше окружение очень сильно влияет на нас. В компании людей, беЗконтрольно сливающих свою энергию на разнообразные удовольствия, мы неосознанно перенимаем влияние низких вибраций энергий, которые там сконцентрированы.
  5. Отвлечение органов чувств.
    Любое страстное влечение — это привязанность, которая отвлекает нас от духовного пути. Отсутствие привязанности к удовольствию — то, что культивирует в нас практика Брахмачарьи.
    На первых порах, конечно, необходимо уменьшить контакт с объектами желаний. Тогда привычная реакция не возникает. При акцентировании внимания на чём-то другом происходит также трансформация энергии.
  6. Трансформация.
    Задача соблюдения Брахмачарьи состоит не в подавлении желаний, а в умении придать направление той энергии, которая лежит в их основе. Считается, что низкая энергия грубых желаний на уровне Свадхистана-чакры может быть трансформирована в энергию творчества.

Вы можете дать себе установку действовать согласно вышеперечисленным рекомендациям в течение определённого периода времени, для начала можно практиковать 3 недели — успокойте свой ум тем, что это ненадолго, чтобы он сильно не сопротивлялся. А тем временем ваши энергии будут трансформироваться. Ваше внимание в течение этого времени не будет сфокусировано на привычных старых объектах желаний, так на подсознательном уровне будет происходить преобразование. Вы постепенно сами увидите, что прошлые привычки и развлечения больше не приносят такой же радости, как раньше.

Брахмачарья для мужчин и женщин: отличия

Теперь поговорим о том, какие отличия в практике Брахмачарьи у женщин и мужчин. Научиться контролировать свои желания — задача любого человека, независимо от половой принадлежности. Мы представили вашему вниманию в статье основные рекомендации и советы, которые могут помочь в практике Брахмачарьи. Так или иначе, желания есть у всех. Поэтому Брахмачарья для женщин или для мужчин практикуется одинаково. Простой установки на беЗстрастие, конечно, недостаточно, чтобы желания больше не возникали. Они будут продолжать будоражить ваш ум первое время практики. Но постепенно, следуя принципу Брахмачарьи, вы научитесь наблюдать свои желания со стороны и выявлять, есть ли действительная необходимость в их удовлетворении. Не прикладывая усилий в этом направлении, мы так и останемся на низком уровне сознания, слепо и неосознанно следуя инстинктам. В животном мире мы наблюдаем, что удовлетворение потребностей связано в основном с добычей пищи, присвоением территории, стремлением к размножению и т. п. — это базовые потребности, которые соответствуют уровню эволюции животного сознания. Конечно, это естественные потребности всех живых организмов, но человеку надо двигаться дальше, а не останавливаться на этом уровне.

Практика Брахмачарьи: эффекты

В результате практики Брахмачарьи вы постепенно начнёте замечать, что у вас стало больше жизненной энергии. Всё, что раньше вы откладывали на потом, ввиду невозможности осуществления и отсутствия сил, теперь вы способны быстро и эффективно воплотить в жизнь. Ваша деятельность становится более плодотворной. Высвобождается потенциал для новых свершений и реализации творческих идей. Благодаря практике Брахмачарьи укрепляется сила воли, повышается уровень энергии и сознания. Ваша жизненная энергия теперь идёт не на удовлетворение своих эгоистичных желаний, а на созидательную, благотворную деятельность. У вас стали меньше проявляться негативные реакции, ушла агрессия и злость. Теперь вы распределяете время своей жизни более эффективно, понимая ценность каждого мгновения и не растрачивая его впустую на просмотр телевизора и пустые развлечения, которые более не приносят вам позитивных эмоций. Ваша жизнь становится более осознанной и целенаправленной. У вас появляется уверенность в себе при ясном понимании того, чего вы хотите, поскольку теперь вы управляете своими желаниями, а не они владеют вами.