В современном мире внимание — это самый ценный, пожалуй, ресурс. За наше внимание борется реклама, телевидение, музыка, политики во время предвыборной кампании, друзья, знакомые и даже наши близкие. И такая агрессивная информационная среда рассеивает концентрацию нашего внимания. Мы везде и нигде. Наш ум подобен злому духу, который блуждает везде, только не там, где мог бы пребывать с пользой. Он подобен порыву ветра, который бесконтрольно мчится над бескрайними полями, и догнать его — задача практически не выполнимая. Подобно тому, как бабочка порхает с цветка на цветок, так и наш ум постоянно порхает, переключая внимание с одного объекта на другой, и в итоге — колоссальные растраты психической энергии, а КПД неуклонно стремится к нулю. И в тот момент, когда в человеке, подобном цветку лотоса, поднимающемуся из болотной тины, рождается и прорастает осознанность, возникает вопрос: как же научиться контролировать свой ум и как развить в себе концентрацию внимания?
Как повысить концентрацию внимания?
На самом деле, без преувеличения можно сказать, что вся наша жизнь зависит только от одного фактора — куда и как часто мы направляем своё внимание. Это простой принцип: «О чём мы думаем — тем мы и становимся». Или ещё проще: «Где наше внимание — там наша энергия». А то, что мы подпитываем своей энергией, и присутствует в нашей жизни. На самом деле, секрет счастья и страданий в том, что в нашей жизни попросту не может присутствовать то, на чём мы не концентрируем своё внимание. Поэтому каждый из нас — сам художник своего пейзажа, и на холсте нашей жизни может присутствовать только то, очертания чего мы сами создали кистью своего разума. Этот мир так устроен, что всё, что в нём существует, подпитывается энергией, и если мы своим вниманием (а значит, и своей энергией) не подпитываем какое-либо явление, то это явление просто по закону природы не может существовать в нашей жизни. И понимание этого закона — поистине освобождает от страданий. Ведь достаточно всего лишь научиться концентрироваться на позитивных вещах и исключить негативные мысли. Казалось бы — так просто. И тому, кто никогда не пробовал взять под контроль свой ум, это на самом деле кажется совершенно простым. Тому же, кто хоть раз пробовал достичь того самого читтавриттинироддха*, — становится ясно, что его ум ему совсем не принадлежит и не подвластен. И здесь возникает следующий вопрос: как же подчинить себе свой собственный ум и научиться концентрироваться на том, что нам нужно.
В одном из базовых йогических текстов «Йога сутры» Патанджали присутствует такое понятие, как Пратьяхара. Это отвлечение органов восприятия от тех объектов, которые действуют в качестве раздражителей. Пратьяхара является пятой ступенью в восмиступенчатой системе йоги, и именно такое состояние, как Пратьяхара, является первым шагом к развитию концентрации внимания. То есть, чтобы научиться развивать концентрацию, сначала следует «забрать» своё внимание из вешних объектов и перенаправить его вовнутрь. То есть экстравертное сознание сделать интровертным. С этого и начинается управление своим вниманием и своим умом.
Следующей ступенью йоги по Патанджали является Дхарана. Дхарана — это как раз то, что нам нужно, — концентрация. Дхарана — это длительное удержание своего внимания на каком-либо объекте. Как это ни странно, но в современном мире очень многие практикуют это состояние. Только это практика в невежестве. Как это происходит? Послушайте, люди часто кого-то критикуют: соседей, родственников, государство, мир в целом. Это типичный пример Пратьхары. Человек направляет всё своё внимание на раздражающий его объект и полностью погружается в процесс критики. Если бы всю эту концентрацию и энергию, которая расходуется во время данного процесса направить не на критику и осуждение, а на созидание, то это была бы очень мощная практика. Но, увы, большинство пользуются этим инструментом именно для того, чтобы концентрироваться на негативе. А как уже говорилось выше, «о чём мы думаем — тем мы и становимся». Когда мы осуждаем кого-то, мы концентрируемся на его негативных качествах и, тем самым, взращиваем их в себе. Таким образом, как мы можем видеть, такой инструмент, как Дхарана доступен практически каждому из нас, ведь если мы можем с такой силой и концентрацией удерживать внимание на негативе, то способны с таким же успехом концентрироваться и на позитиве, только вот результат будет совершенно иной.
Существует такое понятие, как «состояние одной мысли». Собственно, само название говорит само за себя, это такое состояние, когда в сознании присутствует только одна единственная мысль, и она определяет бытие субъекта. К сожалению, данное состояние мы также часто можем видеть в форме невежества. Негативный пример, но очень яркий: наркоман на последних стадиях своей зависимости. Во время ломки у такого человека только одна мысль — прекратить свои страдания новой дозой наркотика. И его мозг в таком состоянии работает настолько мощно, что порой способен на невероятные умозаключения и идеи только для того, чтобы добыть денег здесь и сейчас на новую дозу. Существует мнение, что наш мозг работает лишь на 3 процента (или по другим версиям — на 10 процентов), и часто возникает вопрос: как же запустить мозг на все сто процентов? Вот именно это способно сделать «состояние одной мысли». Наш мозг работает на не полную мощность только по одной причине — внимание наше рассеяно. Представьте себе лазер, он сконцентрирован в одной точке — и в этом его мощь и сила. А если бы свет лазера рассеивался на большой площади, то его мощность тоже была бы на уровне нескольких процентов. В этом и есть секрет повышения работоспособности нашего мозга. Концентрация — ключ к всемогуществу. И все инструменты для этого уже есть в нас. Нам надо лишь научиться заменить привычку концентрироваться на негативе на привычку концентрации на позитиве.
Упражнения на концентрацию внимания
Как уже описано выше, концентрацией внимания в йоге называется такое состояние, как Дхарана. Как же практиковать Дхарану? Есть, конечно, серьёзные медитативные практики с удержанием внимания на конкретном объекте с целью получения тонкого опыта, но их мы рассмотрим позже. Для начала попробуем начать с чего-нибудь общедоступного. В первую очередь, необходимо избрать объект для концентрации. Как уже обсуждалось выше, это должно быть нечто позитивное. Прекрасный вариант для начинающих — аффирмации. Аффирмации — это позитивные установки, повторяя которые, человек перепрограммирует своё мышление и меняет свою личность. Аффирмации можно найти на просторах интернета, а лучше всего составить самому. Придумайте мотивирующую фразу, которая вдохновляет именно вас. Важное правило для составления аффирмаций — они не должны содержать частичку «не» и быть в настоящем времени. К примеру, «Я здоровый человек» или «Я жизнерадостный человек». Если вы желаете устранить какое-то негативное качество в себе, то в аффирмации его повторять не нужно — так вы будете только концентрироваться на этом качестве. Лучше формировать в себе противоположное качество. К примеру, чтобы победить день, повторяйте «Я трудолюбивый человек», а чтобы победить страх — «Я в безопасности» или «Я смелый и уверенный человек». Такая практика будет наиболее простым методом для развития концентрации. Повторяйте данные аффирмации вслух или про себя хотя бы по полчаса в день и таким образом вы будете, во-первых, взращивать в себе позитивные качества, а во-вторых, тренировать концентрацию. В будущем желательно добиться такого уровня концентрации, чтобы эти аффирмации уже автоматически крутились у вас в голове 24 часа в сутки. Это высшая форма концентрации, когда процесс уже идёт автоматически.
Вышеописанная практика — лишь первая ступень, развитие концентрации внимания — это долгий процесс, в ходе которого следует подчинить себе свой ум, а это далеко не так просто сделать. Когда практика с аффирмациями привела вас уже к определённому успеху, можно переходить непосредственно к йогическим практикам. К примеру, практика концентрации на дыхании. Это начальная практика в йоге для развития концентрации внимания. Для этого рекомендуется специальная пранаяма под названием Апанасати Хинаяна. Эту практику дал своим учениками сам Будда Шакьямуни для развития базовых способностей к медитации. Однако, на самом деле, с помощью этой практики можно добиться очень серьёзных результатов. Суть её в том, что мы растягиваем своё дыхание, подсчитывая секунды вдоха и выдоха. Это позволяет не только успокоить ум, но и развить концентрацию.
Более продвинутой практикой для развития концентрации внимания является базовая форма медитации — концентрация на повторении мантры. Мантру можно повторять вслух или про себя (это более продвинутый уровень) и концентрироваться на её смысле. По мере продвижения в данной практике, человек достигает такого уровня, когда мантра крутится в его уме уже без всякого усилия со стороны человека. Поначалу же, ум будет постоянно «убегать» в разные стороны, предаваясь различным размышлениям, фантазиям, мечтаниям и т. д. И наша задача — мягко его возвращать к процессу повторения мантры. Стоит предостеречь от бездумного повторения мантры, когда в уме как бы два процесса — с одной стороны, мы вроде как проговариваем мантру, а сами думаем о чём-то своём. Но смысл практики не в этом. Смысл в том, чтобы всецело погрузиться в повторение мантры и размышлять над её значением. Когда достигнут успех в практике концентрации на мантре, можно переходить на следующий уровень — концентрации на образе.
Концентрация на образе — более сложный уровень практики. Для начала следует выбрать тот образ, на котором вы желаете концентрироваться. К примеру, это может быть образ Будды. Опять же, вспоминаем принцип концентрации: «О чём мы думаем — тем мы и становимся». И концентрируясь на Будде, будем взращивать в себе качества Будды. Как именно концентрироваться на образе? Речь не идёт просто о представлении в уме изображения Будды — это лишь поверхностное понимание практики. Да, мы представляем в своём уме образ Будды или же концентрируем взор на изображении Будды, но гораздо важнее тот процесс, который происходит в нашем уме. Созерцая образ Будды, мы должны глубоко размышлять над совершенством и благородными качествами Будды и, таким образом, взращивать их в себе. Вместо Будды можно выбрать любой другой образ, который вдохновляет лично вас. Важно, чтобы это был обязательно позитивный образ, желательно — какой-либо духовный практик, святой или божество. Если у вас получается концентрироваться на образе от десяти минут и дольше, — это уже очень неплохой результат, и ваша концентрация уже на высшем уровне. Теперь можно приступать к освоению более серьёзных медитативных практик.
Как развить и улучшить концентрацию внимания
Для развития и улучшения концентрации внимания есть простая йогическая практика — Тратака. Она позволяет буквально с нуля развить в себе навыки к концентрации. Суть практики проста — на уровне глаз, на расстоянии вытянутой руки мы ставим горящую свечу и концентрируемся сначала на кончике пламени, а затем переводим внимание в самый центр пламени. Эта практика не только развивает навыки к концентрации, но также успокаивает ум и очищает наш внутренний мир. Практика обладает довольно мощным
очистительным эффектом, поэтому для начинающих не рекомендуется практиковать дольше 10 минут. В качестве бонуса — практика помогает исцелить болезни глаз. Выполнять практику следует ежедневно, желательно в тёмное время суток, чтобы никакие другие источники света не отвлекали вас от созерцания пламени свечи.
Нет концентрации внимания: что делать?
Порой случается так, что все вышеописанные методы не работают. То есть человек пытается практиковать различные практики для концентрации внимания, но ничего не получается. В чём может быть причина? Причин может быть несколько:
Питание. Питание очень сильно влияет на нас, наше сознание, наше мышление и нашу способность концентрации в том числе. Возбуждающая, тяжёлая пища, которая требует больших энергетических затрат на переваривание, делает ум либо тяжёлым, либо, наоборот, беспокойным. И в том, и в другом случае — с концентрацией будут большие проблемы. В первую очередь, рекомендуется исключить из рациона животный белок — это очень тяжелая пища, которая зашлаковывает наш организм и не позволяет нашему мозгу адекватно функционировать. В процессе переваривания животного белка в кишечнике вырабатывается целый ряд тяжёлых ядов, основными из которых являются трупный яд и аммиак. Все органы человека взаимосвязаны. И кровь в организме — одна. Если отравлен кишечник, то будет отравлен и мозг, и это не позволит ему адекватно функционировать. Также для повышения концентрации рекомендуется исключить из рациона соль, сахар, специи — эти вещества делают разум очень беспокойным. Также беспокойство разума и нервной системы вызывают лук и чеснок. От них также рекомендуется воздерживаться. Существует мнение, что лук и чеснок — это лекарства, природные антибиотики. Возможно, что так оно и есть. Но подумайте, мы употребляем лекарства в чётко ограниченной дозе и только тогда, когда мы больны, или сыпем их горстями в салаты, супы, каши и любые блюда? Ни один адекватный человек так поступать не будет. Почему же с природными антибиотиками мы поступаем именно так? Также на деятельность мозга влияют глютеносодержащие продукты — мучное и некоторые виды злаков. От их употребления также лучше воздерживаться или свести употребление к минимуму. Ну и само собой — алкоголь, никотин и другие наркотики разрушают клетки головного мозга и делают человека неспособным не только к концентрации, но и вообще к адекватному мышлению.
Информация. В современном мире большинство из нас погружены в крайне агрессивную информационную среду. В нас всё время пытаются что-либо загрузить. Реклама хочет заставить нас купить что-либо, фильмы пытаются развлечь и сформировать мировоззрение, музыка пытается задеть самые потаённые струны нашей души, и далеко не всегда это будут какие-то божественные струны, а чаще, скорее, наоборот — демонические. Поэтому тот, кто желает развить в себе концентрацию внимания и осознанность, должен по мере возможности ограничивать себя от большого количества негативной информации. Да и вообще, желательно строго дозировать получение информации извне, чтобы в голове не было «винегрета» из фильмов, новостей, музыки, рекламы и бесполезного общения.
Практика йоги. Практика йоги как раз направлена на развитие осознанности и концентрации. Даже в случае, если это практика хатха-йоги. Ведь тело и разум взаимосвязаны. Мы можем действовать на тело через разум, так и на разум через тело. И если с контролем ума пока что есть трудности, то можно продвигаться в этом направлении путём воздействия на своё тело.
Способы и методы концентрации внимания
Как мы уже рассмотрели выше, в йоге присутствует масса методов концентрации внимания. Стоит отметить, что Пратьяхара — базовая техника концентрации внимания, находится только на пятом месте в восьмиступенчатой системе йоги. И это неслучайно. Чтобы последовательно развивать свой ум, нужно подходить к вопросу комплексно. И состоянию Пратьяхары в йоге предшествуют такие практики, как Яма и Нияма — нравственные предписания, Асана — работа с физическим телом и Пранаяма — дыхательные практики. И все практики, которые предшествуют Пратьяхаре, развивают концентрацию. Работа со своим умом начинается с практики Ямы и Ниямы — следования нравственным предписаниям. Это основа.
Для более серьёзных практиков, которые уже освоили основы концентрации, можно порекомендовать попробовать уже серьёзные медитативные практики. Методы концентрации, такие как концентрация на дыхании, мантре и простых образах — это лишь первые шаги в практике концентрации. После освоения этих базовых вещей следует переходить непосредственно к медитативным практикам. Как одну из самых мощных практик можно порекомендовать практику, описанную в «Сутре о постижении деяний и Дхармы бодхисаттвы Всеобъемлющая Мудрость». Там описана невероятно сложная медитативная практика, но и эффект от этой практики соответствующий. Тот, кто сможет это практиковать, достигнет невероятных успехов в контроле над своим умом. А, как писал философ Шантидэва: «Всех можно укротить, укротив лишь свой ум. Всех можно покорить, покорив лишь свой ум». И добавить к этому нечего. Воистину, тот, кто обрёл контроль над своим умом, покорил всех врагов. Тот, кто победил самого себя, гораздо сильнее воина, который выиграл тысячи битв. Потому что всё счастье и все страдания — берут начало в уме. Развитие концентрации и способность направлять внимание только на позитивные вещи делает человека счастливым независимо от каких-то внешних обстоятельств. И это состояние делает нас свободными.
Если в вашей жизни проявился какой-то негатив, не вовлекайтесь в это, а просто перенаправьте своё внимание подобно тому, как стрелочник переводит стрелочный механизм, и поезд идёт в совершенно другом направлении. Умело переключайте стрелки свей концентрации и, подобно поезду, мчитесь навстречу своим заветным мечтам. И тогда несчастье никогда не догонит вас.
Примечания:
*«Читтавриттинироддха» — популярная цитата из «Йога-сутр» Патанджали. Один из переводов — ‘обуздание беспокойства ума’. Данной цитатой Патанджали даёт определение тому, что такое йога.
Отправить
Данные сохранены
Готово
Отмена
Скачать
Закрыть
Загружается
Да
Ссылка скопирована
Текст скопирован
больше
меньше
Благодарим 🙏
Запрос отправлен. Благодарим 🙏
Произошла ошибка
Пожалуйста,
перезагрузите страницу.
Не заполнено обязательное поле
Похоже, что вы бот. Доступ запрещён
Похоже, вы пытаетесь отправить рекламу или спам. Это плохо
Сообщение слишком длинное
Проверка не пройдена. Пожалуйста, попробуйте ещё раз