Каждый человек — алмаз, который
Может очистить и не очистить себя.
В той мере, в которой он очищен,
Через него светит вечный свет…
Стало быть, дело человека
Не стараться светить,
Но стараться очищать себя.

Лев Толстой

О пользе йоги уже, наверное, рассказано так много, что трудно написать что-то новое, не повторив давно избитые истины. Однако, как меняется время, люди, страны, куда йога приходит, так меняется она, та самая йога, а соответственно, и польза, которую можно получить посредством практики.

Начинается всё с самого определения йоги как таковой. Ведь сегодня можно встретить самые различные толкования этого слова, и иногда их смысл настолько разный и непохожий, что трудно поверить в их «единый источник». «Заниматься йогой» можно очень по-разному: как по форме, так и по сути, поэтому и прок от таких занятий может быть проявлен самым различным образом. В буквальном смысле слово «йога» в переводе с санскрита означает ‘единение’, ‘усилие’, ‘стремление’, ‘искусное делание’, ‘связь’. По сути, это единая методика тренировки физической, психической и умственной составляющих человека, направленная на его всестороннее развитие. Духовная составляющая здесь рассматривается не как что-то, находящееся в противовесе с материальным, а скорее, как развитие и реализация своего изначального внутреннего потенциала, который можно применить как в повседневной жизни, так и в минуты созидательного творчества.

Польза от практики йоги для любого человека прежде всего будет проявляться в том, каков смысл в ней заложен и какие цели она преследует. Чаще всего происходит так, что какие цели — такая и практика, какая практика — такая и польза. А выбор как практики, так и её целей, — это всегда результат деятельности ума и сознания каждого отдельного человека, это то, что находит отклик внутри его естества, приводит его каждый раз к одним и тем же упражнениям или к одному и тому же преподавателю. Вместе с тем, как меняется в своей практике человек, как достигает поставленных перед собой целей, так вместе с ним меняется и сама практика, и смысл, которым она наполнена. Часто бывает так, что человек приходит в йогу исключительно для того, чтобы поправить здоровье. Однако, по мере продвижения на пути, постепенно вовлекается в работу с умом и своей духовной составляющей.

Бывает и так, что изначально люди выбирают йогу для того, чтобы параллельно совершенствовать себя на уровне тела, ума и духа. Возможно, это память из прошлых жизней, а может, интуиция или шестое чувство, как знать. В любом случае, говорят, что если в этой жизни человек встречается с практиками йоги и самосовершенствования, встаёт на этот путь и двигается по нему, то, несомненно, в прошлой жизни он уже такими практиками занимался и на этом пути пребывал.

Йога и здоровье

Чтобы более широко раскрыть пользу йоги для современного человека, стоит взглянуть на неё в контексте соотношения с понятием «здоровье». Если рассматривать йогу в широком смысле этого слова, то её можно определить как набор инструментов для работы над физической, психической и духовной составляющими человека, направленными на достижение возвышенного состояния духа и ума, часто используемыми в практиках буддизма и индуизма на Востоке. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия человека, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

В современном обществе слово «здоровье» чаще всего воспринимается довольно узко, как качество состояния тела на том банальном уровне «когда ничего не болит». Хотя, на самом деле, это понятие включает в себя намного более широкий смысл, в том числе отсутствие боли ума и души, состояние гармонии — естественного состояния живого существа в природе. По большому счёту, получается, что, на самом деле, йога и здоровье — практически слова-синонимы, а восемь ступеней на пути практика — это инструкция для достижения и пребывания в этом состоянии. Ведь физическое благополучие человека непосредственно зависит от состояния тела, социальное — от состояния ума, душевное — от состояния духа. Таким образом, йога — это прямой путь, ведущий к Здоровью в самом широком понимании этого слова.

Две первые ступени йоги — Яма и Нияма — составляют основу нравственной дисциплины практика. Это принципы, с помощью которых можно выстроить здоровые взаимоотношения как между человеком и внешним миром, так и между человеком и его внутренней составляющей. Придерживаясь основ Ямы, человек учится воздерживаться от того, что для него вредно и бесполезно, через основы Ниямы взращивает в себе положительные качества. Важно понимать, что предписания Ямы и Ниямы никоим образом не ограничивают человека, скорее, наоборот, с восприятием мира через призму этих принципов, можно увидеть и постичь всю его многогранность, глубину, полноту и совершенство.

Следующие три ступени йоги — Асана (положение тела), Пранаяма (контроль над дыханием) и Пратьяхара (отвлечение чувств) — формируют основы дисциплины физического тела человека. Через дисциплину, непрерывную практику, осознанное отношение к своему организму человек приобретает физическое здоровье и психическую устойчивость. Не зря с детства нам знакома старая поговорка: «В здоровом теле — здоровый дух: большое благо!» Здоровое тело становится основой, фундаментом для реализации следующих ступеней йоги — формирования здорового духа.

Дхарана (концентрация), Дхьяна (сосредоточение мысли на объекте), Самадхи (продление сосредоточения, которое приводит к выявлению сути) составляют принципы дисциплины ума и духа.

С первой ступенью человек учится собирать свою энергию за счёт отказа от ненужных действий и поступков, со второй — приходит умение направлять накопленную энергию в определённое русло. На третьей , четвёртой и пятой ступенях совершается подготовка тела и психики к правильной работе, которая в свою очередь необходима для полноценной деятельности мозга. Последние три ступени пути, описанного Патанджали, предусматривают уже осознанную работу с развитым телом и мозгом для наблюдения за окружающей реальностью, её осознания, постижения законов причинно-следственных связей. Следование пути восьми ступеней йоги приводит к способности видеть суть вещей, учиться воспринимать мир таким, каков он есть, пребывать в этой реальности в состоянии спокойствия и радости, достигая главной цели йоги — «читта вритти ниродха».

Воздействие асан йоги на физическое тело человека

На уровне физического тела практика йоги отображается комплексно, так как воздействует практически на все системы внутренних органов, начиная от костных тканей, заканчивая нервной системой. С выполнением йогических асан постепенно меняется фигура человека, тело становится подтянутым, мышцы тонизируются. Выстраивается осанка, улучшаются сила и гибкость, а также общее состояние организма. С внедрением в жизнь практики человек постепенно приводит в соответствие с ритмом природы свой режим дня. Очень часто ярко-выраженные и убеждённые «совы» становятся не менее ярко-выраженными «жаворонками», получающими неиссякаемый источник жизненных сил от раннего пробуждения с первыми солнечными лучами. Также вместе с йогой зачастую могут меняться пищевые пристрастия человека. По мере того, как происходит знакомство с собственным телом, приходит умение его слушать и слышать, — полезные и питательные продукты замещают вредную еду, происходит отказ от употребления алкогольных напитков, других вредных привычек. Притом все эти изменения происходят добровольно, естественно, с глубоким пониманием и осознанием своих действий и поступков.

Сейчас, в ХХІ веке, йога перестала быть чем-то мистическим, непонятным и сверхъестественным. Эта практика перестала быть деятельностью одиноких искателей, сейчас восьмиступенчатый путь йоги — это путь многих людей на разных концах планеты, а её дом — вся Земля. При этом самая популярная составляющая современной йоги — это здоровье, прежде всего, здоровье физического тела. С тех пор, как йога стала приобретать популярность, особенно в западных странах, стало появляться большое количество исследований и статей о том, как же сказывается регулярное выполнение асан на здоровье человека. И как показывают результаты этих наблюдений, упражнения йоги, действительно, очень полезны для здоровья тела. Так, к примеру, было обнаружено, что практика йоги приводит к замедлению физиологических процессов в организме, в результате чего понижаются уровень воздействия стресса, частота сердцебиения и кровяное давление, а также улучшается иммунитет и предотвращается множество заболеваний.

Десятки экспериментов, проведённых в Индии, США, Японии, Европейских странах установили, что занятия йогой способствуют снижению факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, высокого давления, повышенного уровня сахара, а также значительно уменьшают проявления такого заболевания, как атеросклероз. Кроме того, как оказалось, практика йоги является прекрасным антиоксидантом, в результате того, что высокореактивные молекулы кислорода нарушают работу клеток, происходит снижение окислительного стресса. Клинические исследования показывают интересный факт: пациенты, которые занимаются йогой, как правило, намного реже попадают в больницу, или нуждаются в медикаментозном лечении, среди них практически не встречаются случаи серьезных коронарных расстройств.

В 2011 году врачами в Тайвани был проведён интересный эксперимент, в котором принимали участие 36 человек: 18 из них были преподавателями йоги со стажем практики более 10 лет, а 18 — обычными людьми, без каких-либо жалоб на состояние здоровья. В рамках исследования у всех этих людей был просканирован позвоночник, а также внимательно осмотрены диски на наличие повреждений. В результате оказалось, что процент возрастных дегенеративных изменений в позвоночнике у преподавателей йоги оказался значительно ниже. Также стоит отметить, что занятия йогой отображаются на состояния нервной системы человека. Дыхательные и медитативные практики в йоге способствуют понижению уровня тревожности, человек становится менее подверженным приступам гнева, депрессии и другим различным неприятным состояниям.

Расслабление, работа с дыханием и физические упражнения являются своеобразными рычагами, при помощи которых можно научиться осознанно управлять своим организмом. Это происходит за счёт развития как внешней, физической, гибкости, так и гибкости внутренней, мыслительной. За счёт постойной смены «газа» и «тормоза», чередования напряжения и расслабления человек учится быстро, резко, а главное — осознанно и с пониманием реагировать на изменения внешней среды. Таким образом, «машина», то есть наше тело, имеет возможность ехать более плавно.

Если вспомнить о том, что вся наша жизнь — это беспрерывный процесс адаптации к постоянно изменяющимся условиям и среде, то йога в данном случае, действительно, является эффективным и очень полезным инструментом для этого.

Воздействие практики йоги на ум и духовную составляющую личности

Все мы замечали, как вслушивающийся или всматривающийся куда-то человек может быть настолько поглощён процессом, что может не замечать укусов комаров, жужжания мух вокруг или любого другого несущественного дискомфорта. Это один из таких случаев, когда говорят «большее возбуждение поглощает меньшее». Или человек может рисовать, напевая при этом какой-то мелодичный мотив. В данном случае пение выступает как вспомогательный процесс, способствуя рисованию и концентрации на основном действии. Бывает также, что одновременно на мозг воздействуют насколько очагов возбуждения, притом с равноценной силой. Такая ситуация может вызывать борьбу «между этими очагами», тем самым вызывая перевозбуждение нервной системы. Именно понимание этой специфики её работы широко используется практикующими йогу для того, чтобы научиться управлять своим телом и психикой.

Пратьяхара, пятая ступень йоги, заключается главным образом в том, чтобы научиться отвлекать органы чувств и ум, как приёмников, от любых объектов для того, чтобы освободить нервную систему от каких-либо «помех». С Дхараной — умением удерживать внимание или мысль на определённом объекте или установлением контроля над сознанием, человек становится способным погружаться в тот или иной вопрос, действие, процесс, переставая существовать в любых других гранях реальности. Пребывание в состоянии занятости чем-либо, когда в этот процесс вовлечены в полной мере тело, психика и разум по большому счету и есть Дхарана, а продолжение этого состояния во времени, способность к более глубокому погружению в объект созерцания или размышления перетекают в Дхьяну — седьмую ступень йоги.

Что касается восьмой ступени йоги — Самадхи, а также того, какая польза от него для обычного человека, то это состояние «читта вритти ниродха», которое рождается после длительного сосредоточения. Его описывают как новое качество сознания, когда человек обретает способность видеть и понимать суть вещей, их таковость и естественность в этом мире. Часто это состояние описывают как некое вдохновение или озарение, момент «прозрения» гения, поэта, музыканта или учёного.

Проявляться это состояние просветления может по-разному, оно имеет субъективный окрас, а потому индивидуально проживается как разными людьми, так и одним и тем же человеком в разный период времени. Тем не менее, в любом случае, это возможность для самого обычного человеческого ума пробиться через собственные омрачения, освободиться от заблуждений и принять этот мир таким, какой он есть, переставая смотреть на него через призму «эго», ложного «я». Таким образом, можно сделать вывод, что йога является прекрасным связующим звеном между реальностью и внутренним миром человека, и за счёт практики можно создавать между ними адекватные, эффективные и здоровые связи. Взращивая посредством практики в уме необходимые навыки и качества, можно значительным образом воздействовать на ход событий в своей жизни, формируя к ним здоровое и правильное отношение.

Если уж совсем по-простому, то, к примеру, в моей жизни это стало «работать» и воплощаться через правило: «если из любой проблемы убрать эмоцию, она превращается в ситуацию». С тем, как я по жизни проживала эту фразу, размышляла о ней и пыталась привносить в повседневность, стала замечать, что, действительно, это так. И очень часто выход из ситуации намного более прост и лёгок, чем кажется. Достаточно лишь позволить себе взглянуть на всё по-новому — не так, как всегда, а значит, приобретая новый, пока неизвестный, зато точно не предопределённый опыт.

Польза йоги для мужчин. Польза йоги для женщин

В этой статье передо мной стояла задача раскрыть через подпункты такие темы, как польза йоги для мужчин и польза йоги для женщин. Пришлось ломать себе голову не один день над тем, чтобы сформулировать эти постулаты, а в результате сдаюсь. На сегодняшний день я твёрдо уверена в том, что занятия йогой одинаково полезны как для мужчин, так и для женщин, а гендерное разделение практики — это, скорее, маркетинговый ход, дань моде, одним словом, нечто условное. Да, ввиду различий и особенностей мужского и женского тела, практика асан у мужчин и женщин может отличаться. Чаще всего у мужчин преобладают силовые комплексы с акцентом на развитие выносливости и мускулатуры, а женские занятия, как правило, ассоциируются с практиками мягкими, спокойными, с акцентом на развитие гибкости и расслабление. Тем не менее, стоит помнить, что самое ценное как в жизни, так и в практике — «золотая середина». Иногда сильному и выносливому мужчине может быть больше всего необходимы банальные растяжка и расслабление, и наоборот, маленькой хрупкой женщине может не хватать мышечной силы и выносливости.

С другой стороны, как по мне, то йога может дать каждому, вне зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, то, в чём в данный конкретный момент нуждается его тело, разум и душа. Но для того, чтобы эту пользу ощутить и почувствовать реально, необходимо ей открыться, проникнуться ею, дать внутреннее согласие на практику. Для каждого человека йога будет полезна и эффективна ровно в той мере, насколько он впустит эту практику в свою жизнь, насколько готов ей следовать и довериться. Система самосовершенствования, описанная в «Йога-Сутрах» мудрецом Патанджали, — это драгоценный дар, оставленный предками для человека на все времена. Однако доступен этот дар только тем, кто готов его принять и применять в своей жизни. Йога зажигает свет разума в жизни человека! В этом свет перед ним зажигается живая реальность, наполненная верой в собственные силы, желанием познания и творчества, развития и самосовершенствования.

Путь йоги, как правило, становится путём длиною в жизнь, так как невозможно стать настоящим йогином, не став в то же время немного художником, немного ученым, где-то психологом, где-то врачом, частично историком, спортсменом, экономистом. Практика со временем превращает человека во всесторонне развитого человека, который адекватно проживает свою жизнь и умеет совершенствовать себя и окружающую действительность.

Есть пословица: «Человек рождён для счастья, как птица для полёта». Так, через единение тела, мысли и души, рождается новое состояние, которое характеризуется обретением трёх основных способностей человека:

  1. способность стоического спокойствия, возвышающая над потоком обыденности и дающая возможность не терять самообладания даже в самых трудных ситуациях;
  2. способность скоростного интуитивного мышления, позволяющая постигать суть основных законов природы;
  3. способность переживания особого, необычного наслаждения, перед которым меркнут все остальные».

Для меня в каком-то роде путь йоги перекликается с путём главного героя романа «Игра в бисер» Германа Гессе — Йозефа Кнехта. Это описание жизни и деятельности истинного практика, человека, идущего по жизни путём постижения знания, принятия мира, умения его понимать и принимать. Это описание пути человека, который на протяжении всей своей жизни учился, постигал мир, не уставая открывать в нём новые грани, осознавая его совершенство.

«Спокойствие, размышление, блаженство».

«Сат, чит, ананда»

Ом!

Виктория Феер