Благодаря веку современных технологий, наша жизнь становится очень быстрой. У кого сегодня по спине не бежит холодок от слов «дедлайн», «финансовый план», «ипотека»? Люди, работающие по традиционному графику, ждут пятницы как спасения, зачастую проводят выходные в алкогольном забвении, встречаясь с друзьями в барах или друг у друга в гостях. Но счастье длится недолго: уже в воскресенье вечером, как нарастающий ком, в голову вновь приходят мысли о работе и невыполненных задачах. А утром в понедельник и того хуже: кажется, что нет в жизни периода более несчастливого. И все это превращается в день сурка, в рутину.

Когда алкоголь по выходным перестаёт помогать, его добавляют ещё и в среду – это же «маленькая пятница»! Но и это не панацея – понедельники ведь никто не отменил. И тут навстречу приходят они – успокоительные средства, которые сначала даже помогают справиться со стрессом. Но ненадолго, ведь задача седативных средств – тормозить возбуждение центральной нервной системы, но не восстанавливать её. И большинство людей считает такой образ жизни нормальным и даже модным: ведь все так живут, а как можно расслабиться по-другому?..

Однако если такому ритму жизни дать волю, то он будет управлять человеком, а не человек им. К счастью, сейчас все более популярными становятся различные физические и духовные практики, которые позволяют занимающимся найти возможность побыть в состоянии здесь и сейчас, прислушаться к себе и, как следствие, стать более гармоничным и эмоционально устойчивым. Многие из этих практик берут начало в йоге, как в одном из самых древних учений.

Каким образом достигается этот эффект в йоге, попробуем разобраться чуть подробнее.

Не нужно быть великим специалистом, чтобы вспомнить о том, что из отделов нашей нервной системы включает в себя два блока: симпатическая и парасимпатическая нервные системы. СНС побуждает человека к действию, выживанию, движению, расширению полей зрения, ПСНС же тормозит и расслабляет человека. Это как инь и янь, две части неделимой системы. Йога же помогает привести обе эти части к балансу, начиная с полного йоговского дыхания: на вдохе происходит активация СНС, на выдохе – ПСНС.

Техники, активизирующие СНС

  1. Энергетические пранаямы:
    • бхастрика («дыхание кузнечных мехов», активные шумные вдохи и выдохи с раскрытием грудной клетки);
    • капалабхати («сияющий череп», пассивные вдохи и активные выдохи за счёт сокращения и расслабления мышц живота).
  2. Динамические комплексы:
    • Сурья намаскар (Приветствие Солнцу);
    • 5 тибетских жемчужин (Око Возрождения).
  3. Силовые асаны с длительной фиксацией:
    • чатуранга дандасана (низкий упор на руках);
    • вирабхадрасана I, II, III (все позы героев);
    • уткатасана (поза стула);
    • бакасана (поза ворона);
    • аштавакрасана (поза восьми дуг) и т.д.
  4. Шаткармы:
    • агнисара-дхаути («дыхание огня», втягивание и выпячивание живота на задержке после выдоха);
    • наули («волна», вращение прямыми мышцами живота).
  5. Прогибы в грудном отделе:
    • уштрасана (поза верблюда);
    • бхуджангасана (поза кобры).
      Прогибы особенно полезны, т.к.под головками рёбер находятся симпатические цепочки, весь стресс накапливается именно тут. Поэтому раскрытие грудного отдела помогает в борьбе со стрессом.

Техники, активизирующие ПСНС:·

  • Успокаивающие пранаямы:

уджайи (растяжение вдохов и выдохов путём сужения голосовой щели);

полное йоговское дыхание (сочетание всех трёх типов дыхания: брюшного, грудного, ключичного);

брамари («жужжащая пчела», произнесение звука «м» на выдохе с закрытыми глазами, ушами, ноздрями, ртом). ·

  • Наклоны:

уттанасана (наклон к прямым ногам в положении стоя);

пашчимоттонасана (наклон к прямым ногам в положении сидя).

  • Тратака:
очистительная практика для глаз, которая заключается в концентрации взгляда на одном объекте.
  • Медитация:

Данная техника все чаще проникает в жизнь современного человека, потому что для её выполнения нет ограничений, а польза от неё неоценима. 15-30 минут медитации в день позволят выровнять эмоциональный фон, избавиться от стрессов, сделать сознание более ясным, прислушаться к себе и побыть в том самом заветном состоянии «здесь и сейчас».

  • Шавасана.

Данная поза является очень важным завершающим аккордом каждой практики хатха-йоги. Шавасану неслучайно называют королевской асаной. На вид абсолютно простая и незатейливая, она несет в себе глубокую ценность для восстановления ЦНС. Однако освоить ее не так просто. Есть три правила, которые нужно соблюдать на протяжении всей практики (обычно это 10-20 минут).

1. Не шевелиться. Сначала это может показаться невозможным, но попробуйте развивать осознанность: нужно принять этот дискомфорт, и наблюдать за тем, как он постепенно растворяется.

2. Не думать. Вот с этим дела обстоят гораздо сложнее, но это достижимо. Для начала следует научиться осознавать дыхание и не цепляться за мысли, которые то и дело будут приходить на ум. Также очень помогает техника расслабления трех частей: нижняя челюсть (её нужно отпустить так, будто ее не держит ни одна мышца), глаза (можно позволить им провалиться внутрь или немного закатиться, чтобы зрачки прекратили своё движение), затылок (он должен растекаться по полу).

3. Не спать. Задача пребывать в состоянии промежуточном между сном и реальностью, развивая таким образом осознанность.

Шавасана позволяет полностью восстановить организм после практики, дарит безотчётную внутреннюю радость и делает нас хозяевами своих эмоций.

Зная особенности своей нервной системы, можно включать в практику соответствующие техники, которые помогут сделать нас более гармоничными. Стандартные занятия по хатха-йоге очень хорошо сбалансированы, поэтому развивают как симпатику, так и парасимпатику.