-
Апана-вайю
Энергия пронизывает всё наше тело, она влияет на наше физическое, эмоциональное и умственное состояние. В практике йоги важно понимать эти процессы и уметь управлять ими. В нашей статье мы поговорим об одной из самых важных энергий, апана-вайю, — о том, что это за сила, как проявляется, можно ли её гармонизировать.
Для начала выясним, что такое вайю и прана. Под вайю подразумевается не столько воздух сам по себе как один из элементов природы, сколько пранический воздух — жизненная сила, энергия, которая движется по энергетическим каналам нашего тонкого тела, в котором происходит постоянное движение праны.Движение праны — это проявление в действии Пуруши.
Т.К.В. ДешикачарПрана — всенаполняющая сила, которая поддерживает в нас жизнь. Она наполняет собой всё и находится как вовне тела, так и внутри.
Основные виды вайю
Апана является одним из пяти основных вайю (ветров). Рассмотрим, какие вайю существуют в нашем теле и как их движение связано с протеканием определённых физиологических процессов в организме.
- Прана-вайю (प्राण prāṇa — ‘энергия’) — «внутреннее дыхание», отвечает за движение праны вовнутрь, помогает проглатывать пищу и направлять её в желудок; это движение воздуха в области грудной клетки.
- Удана-вайю (उदान udāna — ‘верхний’) — «верхнее дыхание», отвечает за речь; это движение воздуха в области головы и горла.
- Самана-вайю (समान samāna — ‘равный, средний’) — «среднее дыхание», благодаря ему происходят процессы усвоения в организме, выполняет пищеварительную функцию, способствует отделению питательных веществ от отходов; это движение воздуха в области желудка.
- Апана-вайю (अपान apāna — ‘внешний’) — «внешнее дыхание», отвечает за движение праны вовне, ответственен за процессы выделения в организме; его движение происходит через органы выделительной системы и органы воспроизведения.
- 5. Вьяна-вайю (व्यान vyāna — ‘окутывающий, покрывающий’) — пронизывающая всё тело энергия, отвечает за процессы кровообращения, очищение крови и лимфы от токсинов, распределение энергии по всему телу, регулирует работу кровеносной, лимфатической и нервной систем организма.
Все вайю в теле взаимосвязаны между собой и взаимозависимы, поэтому они должны находиться в равновесии. Апана и прана-вайю считаются самыми важными из пяти основных вайю. Они функционируют вместе, двигаясь в противоположных направлениях, и взаимодействуют с Агни (внутренним огнём жизни): на вдохе пламя Агни раздувает прана-вайю, а на выдохе он посредством апана-вайю «выдувает» сгоревшие отходы. Четвёртая ступень йоги, согласно «Йога-сутрам» Патанджали, — Пранаяма. С её помощью происходит контроль энергетических потоков в нашем теле. Считается, что, поскольку мы получаем прану посредством вдыхания воздуха, то Пранаяма связана с процессом дыхания. Как утверждал Т.К.В. Дешикачар в своей книге «Сердце йоги»: «Пранаяма — это движение праны навстречу апане (на вдохе) и движение апаны навстречу пране (на выдохе)».
Апана-вайю: как действует
Апана-вайю (санскр. अपान apāna — ‘направленный вовне’, वायु vāyu — ‘ветер’) — это нисходящая энергия в нашем праническом теле, которая находится ниже пупка, в области таза и ног. Апана-вайю тянет энергию вниз. Тем не менее цель, которую выполняет апана-вайю в организме, очень важна для функционирования выделительной и репродуктивной систем. Эта энергия отвечает за выведение из организма отходов, зачатие, роды. Она управляет почками, мочевым пузырём, толстой и прямой кишкой, половыми органами. Если мы поддерживаем эту энергию в равновесии, то органы, кости, мышцы остаются в хорошем состоянии и энергия в нашем теле может течь свободно.
Апана участвует в движении Кундалини и духовных переживаниях, поэтому имеет более важное значение, чем удана и вьяна.
Хариш ДжохариНарушения функционирования апана-вайю
Если какая-либо энергия доминирует, значит, нарушено равновесие в праническом теле. Поэтому, когда апана-вайю преобладает, то уровень остальных вайю снижается — ощущается нехватка жизненных сил, возникает медлительность, лень, нерешительность, растерянность, беЗпокойство, несдержанность, неуверенность в себе, депрессия, уныние, упадок сил, проявляются негативные эмоции, гневливость, страхи, «зацикленность» на проблеме, невозможность отпустить прошлое, неспособность «достучаться» до других, не хватает энергии и гибкости. Если у человека одышка, он не в состоянии задерживать дыхание или делать продолжительный выдох, есть сильные закрепощения в ногах и в области таза, то у него, скорее всего, преобладает апана-вайю. При этом важно помнить, что любая негативная эмоция влияет на увеличение апана-вайю.
Нарушения или дисбаланс энергии апана-вайю может происходить либо при её накоплении, либо ограничении её функционирования. Это может проявиться следующими проблемами со здоровьем: нарушения в работе органов выделительной системы (мочевой пузырь, почки и кишечник) — геморрой, запор, диарея, метеоризмы, недержание; нарушения в работе органов репродуктивной системы: болезненные, недостаточные или чрезмерные менструации у женщин, заболевания предстательной железы у мужчин и т. д.
Если в результате нарушения функционирования апана-вайю накапливаются загрязнения, токсины, то это мешает свободному движению праны в теле, и она в основном находится вовне. То же самое происходит, когда мы болеем, поскольку болезнь — это и есть процесс очищения организма, когда активно включается апана-вайю.
Когда апана-вайю находится в балансе со всеми энергиями нашего пранического тела, тогда у нас не возникают негативные тенденции, выделительная система работает гармонично, нас не мучают боли в ногах, мы в целом позитивно смотрим на жизнь и не стремимся всё контролировать. Благодаря гармонично действующей апана-вайю мы можем почувствовать стабильность и уравновешенность.
Как гармонизировать энергию апана-вайю
Нам важно сбалансировать потоки вайю, чтобы они были приведены в равновесие. Все энергии важны, и не стоит вешать ярлыки, что это плохая энергия и с ней надо бороться. Наша задача — не перекрывать её, а сделать так, чтобы она не преобладала над другими, вызывая дисбаланс в праническом теле. Иначе это может привести к нарушениям, связанным с теми системами организма, которыми она управляет. Поэтому давайте подходить к практикам с апана-вайю разумно.
Существуют различные техники, чтобы гармонизировать апана-вайю. Практики йоги направлены на уменьшение количества апана-вайю, в случае её преобладания, до необходимого уровня, чтобы вся праническая система гармонично функционировала. Для этого в йоге обычно применяются различные методики и практики, такие как: пранаямы, шаткармы, крийи, бандхи, асаны. Также важно обратить внимание на необходимость изменения питания (в данном случае переход на растительный тип питания как нельзя лучше подойдёт для трансформации энергии на нижних центрах, где работает апана-вайю) и повышения вибраций энергий, влияющих на наше сознание.
Воздействие на апана-вайю с помощью практики асан и бандх
Бандхи помогают запустить очистительные процессы в организме и усилить действие Агни, когда он направляется непосредственно к очагу загрязнений, дабы были сожжены все нечистоты, мешающие свободному течению энергии. Чтобы эффективно воздействовать на энергию апана-вайю, можно применять в своих практиках Мула-бандху и Уддияна-бандху. Бандхи можно выполнять во время практики йоги. Лучшими асанами для этого считаются перевёрнутые и асаны, выполняемые из положения сидя с прямой спиной. Уддияна-бандха выполняется втягиванием живота назад к позвоночнику и вверх. Мула-бандха может выполняться при переходе из Уддияна-бандхи при расслаблении верхней части живота и диафрагмы, оставляя низ живота втянутым, либо посредством сокращения мышц промежности, таким образом подтягивая апана-вайю вверх, усиливая Агни области живота и сливаясь с прана-вайю.
Посредством практики асан возможно направить пламя Агни к апана-вайю. Это позволяют сделать перевёрнутые асаны (например: Випарита Карани и Саламба Сарвангасана), перенаправляющие естественный ток энергии. В перевёрнутых асанах Уддияна-бандха поднимает загрязнения к Агни, а удерживает их там Мула-бандха, поэтому все шлаки сгорают в пламени Агни.
В основании позвоночника скапливается значительное напряжение, вызванное вытесненными эмоциональными реакциями, ввиду возникновения защитного рефлекса на стрессовые ситуации, приводящие к сжатию в области таза и ног. Поэтому в работе с апана-вайю помогут все асаны, направленные на проработку нижней части спины, области таза и бёдер, мышц живота и тазового дна. Постепенно ликвидируют застои в области ног и таза асаны на раскрытие внутренней стороны бедра, что ведёт улучшению циркуляции крови и нервных импульсов в этой области и способствует размягчению зажимов (Баддхаконасана, Поза ступы). Тонизируют органы брюшной полости: Шалабхасана, приводящая к увеличению внутрибрюшного давления и осуществляющая массаж внутренних органов в этой области, также Пашчимоттанасана и Джану Ширшасана, которые при этом воздействуют также через вытяжение задней поверхности ног. Убирает блоки Маричасана I, раскрепощая тазобедренные суставы и улучшая кровообращение в области таза и ног. Уравновешивают энергии в праническом теле Ардха Падмасана и Агни Стамбхасана.
Благотворно влияют на гармонизацию апана-вайю балансовые асаны — «генераторы внутренней энергии», оказывая балансирующее и уравновешивающее воздействие, трансформирующее энергии низших центров, развивая силу воли и избавляя от внутренних блоков (например: Врикшасана, Бакасана).
Все предложенные здесь асаны регулируют течение энергии апана-вайю. При этом важно помнить, что одной проработки энергий на уровне тела недостаточно. Необходимо очищать ум, ведь, как известно, где наши мысли — там наша энергия. Поскольку изначальной причиной любых загрязнений в сознании является авидья (невежество), то очень важно также поддерживать в чистоте свои мысли, чувства и речь.
Практикуйте йогу вместе с нами на сайте asanaonline.ru!
Успехов вам в практике!