В «Йога-сутрах» Патанджали, восьмиступенчатой системе йоги, медитативные практики начинаются только с пятой ступени. Пратьяхара, контроль над органами чувств, является первой ступенью, которая открывает нам дверь для удивительного созерцания своего внутреннего мира. Следующей ступенью является Дхарана. Это уже непосредственно сама концентрация.

Мы выбираем объект, на котором хотели бы концентрироваться, и сужаем своё сознание, подобно лучу лазера, настолько, чтобы всё внимание было сосредоточено только на этом объекте. Как ни странно, но в современном мире большинство людей практикуют Дхарану. Только чаще всего это Дхарана с негативным посылом. Когда человека что-либо раздражает или просто присутствует в жизни какой-то деструктивный фактор, который имеет большой личное значение, то человек может буквально сутками думать только об этом. В особо тяжёлых случаях — даже не есть и не спать. Это яркий пример глубокой Дхараны — концентрации на объекте.

Когда достигнуто совершенство в Дхаране, она плавно перетекает в Дхьяну — медитацию. Это уже высшая форма медитации. В процессе Дхьяны практик полностью сливается с объектом своей медитации и становится с ним одним целым, уже не разделяя себя и объект своей медитации. Именно в состоянии Дхьяны полностью реализуется принцип «о чём ты думаешь, тем ты и становишься». Именно поэтому следует внимательно следить за своими мыслями, а самое главное, за объектами, на которых мы концентрируемся. Если человек регулярно осуждает кого-то, критикует, то он тем самым совершает типичную Дхарану, концентрацию на объекте, которая может привести к тому, что человек начнёт перенимать качества того, кого он критикует. Поэтому концентрировать своё внимание в повседневной жизни следует исключительно на позитивных вещах, а негативные попросту игнорировать по мере возможности. Достижение совершенства в Дхьяне приводит человека к состоянию Самадхи. Самадхи — это растворение индивидуального сознания в сознании космическом. Таков путь освоения медитации, описанный мудрецом Патанджали. Прежде чем осваивать медитативные практики, йогину, согласно Патанджали, следует освоить нравственные дисциплины Яму и Нияму, а затем добиться определённого успеха в практике асан и пранаяме. Почему именно такая последовательность?

Всё объясняется логически. Практика йоги даёт человеку энергию, и если он не освоит нравственную дисциплину, то может пойти по демоническому пути развития. И, таким образом, причинит вред как себе, так и окружающему миру. И это касается не только медитации: никому не рекомендуется практиковать йогу без освоения нравственных принципов. Что же касается освоения асан и пранаям, как это ни странно, но для успешной практики медитации нужно обладать подготовленным физическим телом, так как высидеть час-другой (а именно столько длится серьёзная техника медитации) в медитативной асане с прямой спиной — это задача не из лёгких. И чтобы с этой задачей справиться, следует очистить энергетические каналы в теле и добиться определённого уровня физической подготовки. И лишь после этого можно осваивать медитативные практики. 

Медитация: с чего начать

Итак, с чего же начать освоение медитативных практик? Во-первых, следует отметить, что, если возник интерес к медитативным практикам, это уже проявление невероятно благой кармы. Сегодня мы живём в таком мире, где йога в большинстве случаев преподносится как исключительно инструмент для достижения здоровья, которое чаще всего используется для, мягко говоря, странных целей. В эпоху тотального невежества столкнуться с адекватными формами саморазвития и, в частности, с адекватной формой йоги — проявление невероятно благой кармы. И, если вам суждено было столкнуться с информацией о том, что йога — это в первую очередь работа со своим внутренним миром, — это уже можно считать невероятной удачей. И в таком случае пренебрегать практикой или знаниями, которые по счастливому стечению кармических причин проявились в вашей жизни, не совсем разумно. 

Однако вернемся к вопросу о том, с чего начать освоение медитативных практик. В первую очередь, как уже было сказано выше, для успешной медитации нужна медитативная поза. Оптимальный вариант — это Падмасана, Поза лотоса. Вторым фактором, который является необходимым для медитации, является концентрация. То есть, как уже говорилось выше, опять-таки следуя предписаниям Патанджали, следует освоить Дхарану, прежде чем приступать к самой медитации. В современном мире большинство людей живёт в таком суетливом ритме жизни и имеют такую информационную нагрузку на своё сознание, что им едва ли удается концентрироваться на чём-то более одной-двух минут. Свами Вивекананда очень точно высказался о нашем беспокойном уме, сравнив его с разбушевавшейся пьяной обезьяной, которую покусали скорпионы. Современный человек, живущий в привычном ритме жизни, как правило, даже не осознаёт тот факт, насколько беспокойным является его ум. И лишь когда человек приступает к практике медитации, он понимает, что его ум ему совсем не подчиняется. Поэтому тренировка концентрации — это первое, с чем нужно будет столкнуться начинающему практику. Однако концентрация — это уже больше практика Дхараны. Прежде чем практиковать её, следует освоить Пратьяхару. 

Как же практиковать Пратьяхару и что это вообще такое? Пробовали ли вы когда-нибудь читать книгу в комнате, где работает телевизор, идёт громкий разговор или играет радио? В такой ситуации человеку потребуется постоянное усилие воли, чтобы возвращать своё внимание к чтению и тренировать индифферентное отношение к раздражающим факторам — телевизору, радио и т д. Это и есть принцип Пратьяхары — тренировка индифферентного отношения к внешним раздражающим факторам. Далее можно приступать к практике Дхараны — концентрации. Как же развить концентрацию? Для этого есть специальные начальные практики. К примеру, начать можно с практики  под названием «Тратака». Фактически она относится к так называемым шаткармам — очистительным действиям.

Но при этом она отлично развивает концентрацию. Суть практики состоит в том, что нужно концентрироваться на объекте. В качестве объекта может выступать свеча, точка или какой-либо образ. Практика обладает очень мощным энергетическим и очистительным эффектом: известны случаи, когда люди избавлялись от алкогольной и табачной зависимости в результате практики концентрации на пламени свечи. Суть практики проста: следует расположить необходимый объект на уровне глаз и на расстоянии вытянутой руки. Далее концентрируемся на нём в течение 5-10 минут — для начала этого времени будет вполне достаточно. Это может быть концентрация на точке, на пламени свечи или на каком-либо образе, к примеру на образе Будды. Важно добиться буквально лазерной концентрации внимания на выбранном объекте и не позволять своему уму блуждать где-то и думать о постороннем. Это и будет состояние Дхараны, о котором писал Патанджали. Освоив эту практику и добившись хотя бы какой-то власти над своим беспокойным умом, можно попробовать практиковать непосредственно медитацию.

Для чего нужна медитация

Медитация — обретение контроля над умом. Освоение медитации позволяет быть более осознанным и в повседневной жизни. И тот, кто контролирует свой ум, несомненно, живёт более эффективно. Однако практика медитации может принести и более глубинные изменения в процессе трансформации личности. Дело в том, что во время успокоения ума (это происходит, конечно, на уже более высоких уровнях освоения медитации) происходит очищение внутреннего мира, в процессе которого так называемые самскары, отпечатки ума, последствия наших прошлых действий, всплывают на поверхность и ускоряется отработка кармы, в результате чего происходит расширение сознания. Таким образом, медитация — это процесс трансформации нашей личности путём ускоренной отработки кармы и процесса освобождения от омрачений.

Однако медитация будет полезна и для нашей повседневной жизни. Она увеличивает концентрацию, внимательность, сосредоточенность, в какой-то мере улучшает нашу память, повышает уровень осознанности, да и в целом человек становится более гармоничным. Обретение контроля над своим умом — это также обретение контроля над своими эмоциями, а как известно, именно через эмоции происходят максимальные потери энергии. Особенно это касается гнева. Тот, кто научился контролировать свой гнев, может сохранить колоссальные объёмы энергии, и это обязательно скажется на качестве и эффективности жизни: появится энергия на осуществление тех задач, которые до этого казались вообще недостижимыми. 

Утренняя медитация

Оптимальное время для медитации — утро. Многим бывает трудно победить свою лень и заставить себя встать пораньше хотя бы на полчаса, чтобы уделить место практике. Но тут можно применить широко известное правило 21-го дня. Существует версия, что формирование привычки длится на протяжении 21-го дня. Поэтому достаточно 21 день совершать одно и то же действие, и оно войдёт в привычку. Не стоит верить на слово — просто попробуйте, и результаты вас, возможно, приятно удивят. Также следует отметить, что для каждого человека «утро» — понятие растяжимое. Поэтому следует уточнить: чем раньше, тем лучше. Самое благостное время для медитации — до восхода солнца. Во-первых, с чисто практической точки зрения: утром все спят, нет никаких шумов (что наиболее актуально, если вы живёте в городе в многоквартирном доме), а во-вторых, есть такое понятие, как «Брахма-мухурта», — это время за полтора часа до восхода солнца, в древних текстах это время описано как идеальное время для духовных практик, и опыт показывает, что медитация (да и любая духовная практика) в период Брахма-мухурты эффективнее в разы. К практике медитации лучше приступить сразу после пробуждения.

Перед этим, конечно, желательно выполнить все утренние очистительные процедуры и принять холодный душ, чтобы не заснуть во время медитации, что бывает нередко. После утренней медитации можно выполнить пранаяму или асаны: их эффект также усилится, поскольку любая йогическая практика — это работа с умом в первую очередь, и если даже во время физических практик ум будет в спокойном и уравновешенном состоянии, то эффект от этих практик будет намного выше. Так, практика асан превращается из простого фитнеса в настоящую практику йоги. 

Приглашаем на утренний курс по медитации и пранаяме Андрея Верба:
https://asanaonline.ru/online/pranayama-i-meditatsiya-dlya-nachinayushchikh-10/

Поза для медитации

Как уже сказано выше, во время медитации очень важна устойчивая медитативная поза. Почему так? Дело в том, что в теле человека находятся пять энергетических потоков: апана-ваю, прана-ваю, удана-ваю, самана-ваю и вьяна-ваю. И один из них, который называется «апана-ваю», находится в нижней части тела и движется вниз. 

Казалось бы, пусть себе движется, но не всё так просто. Имея нисходящее направление, этот поток энергии «стаскивает» наше сознание вниз, на нижние чакры, и мы начинаем проявлять себя через эти энергетические центры, что, как показывает опыт, ни к чему хорошему, как правило, не приводит. Поэтому, чтобы перекрыть нисходящий поток энергии, следует пережать энергетические каналы. Это и осуществляется путём принятия медитативной асаны. Также медитативная асана позволяет держать спину прямой, что является невероятно важным во время медитации, так как лишь в этом случае возможно адекватное движение энергии в теле. Позвоночник — это физическая проекция центрального энергетического канала сушумны. Адекватное движение энергии в сушумне — это залог не только успешной практики, но и адекватной жизни. Поэтому прямой позвоночник во время медитации или пранаямы — это 50 % успеха вашей практики. В противном случае медитация будет неэффективной. Именно поэтому регулярные занятие хатха-йогой важны, поскольку раскрытие тазобедренных суставов и поддержание должного уровня растяжки в этой области необходимо для того, чтобы безболезненно просидеть в Падмасане хотя бы 30–40 минут. Если пока такое время высидеть не представляется возможным, не стоит загонять себя в крайние аскезы, просто уменьшите время медитации, а лучше выберите более простую медитативную позу.

Поза для медитации для начинающих

В случае если Падмасана пока недоступна, не стоит сразу отказываться от освоения медитативных практик. Следует медитировать в позе Полулотоса или в Ваджрасане. В крайнем случае можно принять просто позу со скрещёнными ногами. Но одновременно с этим следует работать над раскрытием тазобедренных суставов. Для раскрытия тазобедренных суставов можно практиковать такие асаны, как Пашчимотанасана, Гомукхасана, Хануманасана, Самаконасана. Однако развитие тела должно быть гармоничным, поэтому не стоит делать акцент только на тазобедренных суставах — уделяйте время развитию всего тела. Стоит отметить ещё один важный момент: закрепощение тазобедренных суставов — это проблема не только физического уровня. Истоки этой проблемы лежат в энергетическом и кармическом планах бытия конкретного человека. К примеру, как показывает опыт, участники боевых действий чаще всего не могут освоить Падмасану даже в перспективе нескольких лет по понятным причинам. Возможность или невозможность сидеть в Падмасане — это прямое отражение накопленной негативной кармы. Поэтому в первую очередь обратите внимание на свою жизнь: если вы регулярно совершаете неблагие поступки или участвуете в каком-то сомнительном бизнесе или иной деятельности, то с освоением Падмасаны будут серьёзные трудности. Здесь стоит снова напомнить о важности соблюдения Ямы и Ниямы в повседневной жизни. Также на закрепощение тазобедренных суставов влияют такие вещи, как неправильное питание (продукты животного происхождения, сладкое, мучное), отрицательные эмоции (гнев, раздражительность, зависть), зависимость от чувственных наслаждений и вообще любые негативные проявления Муладхары и Свадхистаны. К решению проблемы закрепощения тазобедренных суставов следует подходить комплексно: на уровне физического тела, на уровне энергии и на уровне сознания.

Медитация в Позе лотоса

Как уже говорилось выше, идеальной позой для медитации является Падмасана — Поза лотоса. И это не просто дань моде. В данном положении тела ноги позволяют перекрыть энергетические каналы и развернуть апана-ваю по направлению вверх. Это полностью меняет течение энергии в теле, за счёт чего активизируются высшие энергетические центры, которые как раз и отвечают за качество и эффективность медитации. Можно в точности совершать все предписания той или иной медитативной практики, но если энергия находится в нижних чакрах, то вы, скорее всего, ничего не почувствуете и вскоре откажетесь от практики медитации.

Падмасана является важным аспектом для успешной медитации, однако тут важно соизмерять свои реальные возможности. Если вы реально не можете просидеть в Падмасане больше пяти минут, то следует медитировать в более простой медитативной позе. Поэтому правильной позой для медитации для вас будет именно та поза, в которой вы можете просидеть без сильных болевых ощущений хотя бы двадцать минут. Так как это время — минимум для того, чтобы войти в более-менее серьёзное состояние концентрации. В случае если ноги совсем не сгибаются, можно медитировать сидя на стуле. Главное — держать при этом спину прямой. Лучше практиковать медитацию так, чем не практиковать вовсе. Но вместе с этим рекомендуется регулярно практиковать хатха-йогу и стремиться освоить медитативную асану.

Эффективной практики йоги !

До встречи на занятиях по освоению медитации. Подробности на главной странице asanaonline.ru