В пословицах часто даются очень полезные наставления. Особенно если перестать искать в них двойной смысл и воспринимать, как есть. «Держи язык за зубами», – советовали древние. Возможно, речь здесь не только о пользе молчания.

В практике йоги встречается техника, при которой язык помещается за зубы, она называется «набхи-мудра» или «набхо-мудра».

Классический йогический текст Гхеранда Самхиты говорит:

«Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина».

Свами Шивананда предлагает следующее описание:

«Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот приём используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны (жизненной энергии) в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений».

Под каналами тонкого тела в данном случае подразумевается то, что в йоге называют нади (энергетическими каналами), по которым течёт прана (тонкая жизненная сила).

Существует три варианта выполнения Набхи-мудры, из которых для целей «обычной» йоги существенные первые два, а третий используется в основном в медитации.

Первый вариант — Вайю-набхи-мудра, активизирует элемента Ветра в организме. Это благоприятно для практики асан, поэтому может использоваться как своего рода «педаль газа» или усиление практики. Свами Шивананда утверждал, что такую технику следует держать постоянно при выполнении всех упражнений комплекса, либо делать сразу после выхода из очередной асаны или завершения комплекса асан (сидя с ровной спиной). Вайю-набхи-мудра делается, прикасаясь кончиком языка сразу за верхней десной — это самое «переднее» положение из трех. Иногда это ощущается как чесотка или дрожь в основании позвоночника.

Второе положение Набхи-мудры — Агни-набхи-мудра, активизирует энергию Огня в теле. Это нисходящий поток, который полезен при практике мудр и пранаям, с целью оздоровления всего тела, «напитывания» его праной — ведь самая плотная, грубая функция праны — это восстановление идеального здоровья в каждой клеточке тела. Для выполнения «огненного» жеста неба, надо протолкнуть язык чуть дальше, чем в предыдущей технике, и коснуться кончиком языка той точки, где твердое небо переходит в мягкое (на стыке неба и глотки). Замыкание этой точки запускает своего рода «душ» или «дождь» нисходящего потока праны (энергии) по всему телу, что могут почувствовать люди, чувствительные к тонким процессам.

Существует и третий, самый глубокий вариант Набхи-мудры — «джала-набхи-мудра», «жест воды». Она же называется Кхечари-мудра («жест летящего в небесах»). Подразумевает проталкивание языка как можно глубже в ротоглотку, в направлении гортани. В основном этот жест применяется перед и во время медитации, для пробуждения охлаждающего и омолаживающего тело потока «сомы» — «нектара», т.е. «сладкого» потока или импульса от Бинду-чакры, расположенной позади затылочного «родничка» (между макушкой и затылком).

Эту мудру можно выполнять в течение всего дня для контроля своего ума и эмоций, ее применение в обычной жизни благотворно скажется на вашем внешнем и внутреннем мире.

Техника выполнения: Закройте рот. Заверните язык назад, прижав его нижнюю поверхность к нёбу. Постарайтесь завести кончик языка настолько далеко, насколько это возможно без перенапряжения. Оставайтесь в этом положении в течение удобного для вас времени.

Если через короткое время вы ощущаете легкий дискомфорт, то ненадолго расслабьте язык и затем повторите движение. По мере практики язык будет автоматически загибаться к мягкому нёбу, стимулируя многие жизненно важные нервные центры в мозге.

Эффективной практики йоги!

И до встречи на занятиях!