Чтение книги, не важно, электронной или бумажной, часто превращается больше в гонку за прочитанными страницами, чем в попытку поиска смысла. Вуди Аллен подметил как-то: «Я прошёл курс по скорочтению и прочитал «Войну и мир» за 20 минут. Всё, что я могу сказать о ней, так это то, что смысл этой книги связан с Россией».

Внимательное чтение радикально отличается от подобного подхода. Оно замедляет читателя и процесс чтения, что само по себе воздействует на то, как информация будет воспринята читателем. Это процесс спокойного размышления, который требует внимательности и сосредоточенности, отпуская отвлекающие мысли и мнения, чтобы полностью быть в настоящий момент с текстом. Он перемещает читателя в спокойное осознание, позволяя обрести более глубокий опыт и понимание.

Здесь представлены три простых упражнения, которые вы можете использовать каждый день для более осознанного чтения.

Когда дело доходит до обычных способов обучения – чтения, письма и слушания, – мы часто просто перегружаем информацией наш мозг. Мирабай Буш предлагает способ, как мы можем обучаться более вовлечённо и намного приятнее.

«Мы все постоянно учимся. Родители учатся заботиться о своих детях, студенты изучают предметы в университете, солдаты обучаются навыкам выживания. Даже каждый день мы изучаем новое приложение на телефоне или то, как капуста сделает нас здоровыми. Но многое из того, что мы называем обучением, не особенно полезно: я просто «узнал» сегодня в Facebook, что кто-то, кого я почти не знаю, напёк кексов. Увлекательно!

С другой стороны, разумное обучение культивирует в нас проницательное знание, а не просто перегружает мозг информацией. Внимательность создаёт пространство, чтобы воспринимать новую информацию и позволять нам видеть, как она соотносится с тем, что мы уже знаем. Недавние неврологические исследования в Гарварде показывают, как это происходит: осознанность может фактически увеличить размер вашего мозга.

Когда я обучился практике осознания в 1970 году, я впервые почувствовал в своей жизни, что я знал что-то абсолютно верное. Я вдыхал и выдыхал, и реально видел мысли и суждения в моей голове, такие как «Я не так хорош, как эти другие медитирующие. Посмотри, их спины прямее, чем у меня. Они носят идеальную белую одежду, а я в причудливой вышитой рубашке».

Откуда взялись эти мысли? Они возникли у меня в голове, и тогда, если бы я не обнаружил их, они бы парили или падали дальше. Важным было то, что я видел, как мысли возникают и исчезают. Я начал понимать, как работает мой ум, и даже если мне не нравится то, что он делает, я чувствовал себя более целым, более интегрированным, более уверенным. Не зная моего дыхания или моего ума, казалось, я не знал, как выглядело мое лицо. Как я мог пропустить их? Конечно, мы все знаем, что мы дышим и думаем, но эти мысли были радикально отличны, чтобы воспринимать их непосредственно, а не интеллектуально. Это была не просто идея, что я дышу, я узнал что-то важное совершенно по-новому.

Это заставило меня взглянуть на другие способы, которые мы изучаем, чтобы увидеть, может ли кто-либо извлечь пользу из осознанности. Я хотел увидеть идеи, образы, навыки и людей в ином ключе, с ясностью и уверенностью, которые испытывал, когда я узнал свой собственный ум и тело.

Я хотел создать пространство в своем уме, а не переполненный карнавал идей, информации и суждений. Я хотел быть открытым для изучения чего-то нового, увидеть вещи с новыми перспективами и пониманием. Внимательность, с её фокусом, открытость, любознательность и смирение казались идеальным подходом».

Вот несколько упражнений для внимательного чтения:

Обтекание

Перед чтением сидите спокойно несколько минут. Переведите внимание на своё дыхание, отпуская мысли и ощущения, снова и снова возвращайтесь к дыханию. Начните читать. Обратите внимание, если вы читаете с большим вниманием и оценкой читаемого текста. Когда вы закончите читать, снова погрузитесь на несколько минут в созерцание своего дыхания. В конце вашей практики обратите внимание на то, что вы узнали из чтения.

Наслаждение резонирующей фразой

Сидите спокойно, а затем прочитайте небольшой отрывок, возможно, одну страницу. Какая фраза выделяется для вас? Вернитесь к этой фразе и повторите её для себя, возможно, несколько раз. Затем какое-то время просто сидите с этой мыслью. Что она вызывает? Обратите внимание, какие изображения или идеи, или воспоминания возникают в вашем уме. Выходит ли какое-то слово или предложение за пределы очевидного восприятия? Какое значение даёт эта фраза для остальной части того, что вы читаете? Держите фразу в своём уме, дав ей время предоставить вам больше смысла. Теперь перечитайте полностью часть текста. Что-то стало иначе? Ваше отношение к прочитанному изменилось?

Один из многих

Чтение не обязательно должно быть в одиночестве. Вы можете сделать эту практику с несколькими людьми, будет даже веселее.

У каждого человека должна быть копия текста. Все сидят тихо и сосредоточены на дыхании. Один человек читает весь текст вслух. Все сидят молча. Через некоторое время один человек читает первую строку вслух. Далее следующий человек, который чувствует, что подходит его очередь, начинает читать вторую строку. И так далее, пока это не закончится.

Во время чтения или в конце спросите себя, воспринимаете ли вы на слух слова одного и того же текста в разных голосах.

Внимательное чтение радикально отличается от гонок и «втискивания» информации в разум. Это само по себе замедляет читателя и чтение. И в итоге оказывает воздействие на прочитанную информацию.

www.asanaonline.ru