Если заглянуть в историю появления медитации, мы обнаружим, что она возникла не как инструмент расслабления, укрепления здоровья или увеличения личной производительности, хотя именно благодаря такому её позиционированию она нашла широкое распространение среди современных людей. Древние практики воспринимали эти эффекты от медитации как случайные, побочные, настоящей же её целью всегда были трансформация личных качеств, преобразование внутреннего состояния, что могло произойти только в результате регулярной практики.

Американский психологический центр при Висконсинском университете в Мэдисоне в результате эксперимента над группой йогов подтвердил, что медитация действительно может менять личные качества человека. Подопытные йоги следовали духовной традиции азиатских монахов и йогинов, практикующих погружение в глубокую, продолжительную медитацию. Этот способ значительно отличается от современного прагматичного подхода, культивируемого на Западе, где практике отводится минимально доступное время с целью получения немедленного кратковременного результата (например, снижение уровня стресса) и отбрасывается такая важная составляющая, как изучение и перенастройка своего Я. И это далеко не единственное, что упускается в такой «удобной для пользователя» версии медитации.

Однако медитацию нельзя назвать самой главной составляющей йоги, это лишь один инструмент из всего многообразия, включающего, например, строгие правила самодисциплины (яма и нияма), которые помогают повысить уровень осознанности, сознательности и в итоге привести к значительным изменениям внутреннего состояния человека. Но такие серьёзные трансформации требуют посвящения этому делу всей своей жизни.

Йоги из экспериментальной группы следовали тибетской духовной традиции, которая гласит, что люди повсеместно могут быть освобождены от любых видов страданий и что медитирующие могут способствовать решению этой, казалось бы, непосильной задачи, применяя техники тренировки ума. Одним из таких направлений является развитие определённой эмоциональной невозмутимости, а также уверенности в том, что медитация и сопутствующие практики могут иметь долговременный эффект, меняя самого практикующего и мир вокруг него.

В то время как одни медитирующие на Западе придерживаются этих убеждений и прилагают серьёзные усилия в практике, другие просто пробуют эти методы ради познания чего-то нового, не воспринимая это как дело всей своей жизни. (Но все мы знаем, что мотивация может меняться со временем, поэтому часто нечто совершенно отличное от первичной цели начинает удерживать человека на пути данной практики).

Однако личные качества человека меняются не только ввиду полного посвящения себя практике, но и благодаря следующим моментам:

  1. Твёрдые этические принципы — свод моральных инструкций, которые способствуют проявлению личных трансформаций. Многие традиции используют их как внутренний компас, уберегающий от эгоистичного использования результатов от практики.
  2. Альтруистическое начало (когда йогин занимается медитацией не только для себя, но на благо всех живущих).
  3. Небезосновательная вера, убеждение в том, что твой конкретный путь важен для мира в целом и приведёт тебя к необходимым изменениям. Некоторые священные тексты предупреждают нас о вреде «слепой веры» и побуждают практиков тщательно подбирать наставника.
  4. Персонализированные инструкции (опытный учитель способен дать ученику советы по прохождению именно его пути).
  5. Преданность (глубокое чувство благодарности всем людям, принципам и силам, способствующим практике. Может также проявляться к священным образам, наставнику или к его достижениям и личным трансформациям).
  6. Сообщество единомышленников (круг людей, в той же степени интересующихся практиками, как и ты сам).
  7. Поддержка культуры страны. Традиционные азиатские культуры всегда высоко ценили людей, посвятивших себя развитию внимания, терпения, сострадания и других подобных качеств, поэтому те, кто ведёт обычную жизнь, поддерживают практиков, принося им в качестве благодарности еду, деньги, стараясь облегчить их жизнь возможными способами. К сожалению, это не распространено в современных культурах.
  8. Идея возможной трансформации сознания (сама мысль, что данные практики способны привести к освобождению нашего сознания из его привычных оков, вызывает уважеуважение и почтение к этому пути, а также к тем, кто следует ему).

До встречи на занятиях!