На Востоке в философских учениях о саморазвитии цветок лотоса является образом духовности и чистоты, а также символом развёртывания бытия и возрождения. В Индии говорят, что цветы лотоса – корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти своё спасение. Лотосорождённым считается Гуру Падмасамбхава – великий йогин, принёсший учение Будды Шакьямуни в Тибет. Более того, лотос олицетворяет слова Будды о том, что, даже живя среди болотной грязи, можно оставаться незапятнанно чистым.

Падмасана – культовая асана для всех практикующих йогу. В ней часто изображаются божественные сущности и знаменитые йоги. Она упоминается в таких древних текстах, как Хатха-йога Прадипика, Горакша Самхита, Гхеранда самхита, и применяется в качестве одной из основных поз для медитативных техник.

Существует мнение, что асана считается полностью освоенной, если практикующий может неподвижно находиться в ней, не испытывая дискомфорта, как минимум 3 часа. Отсюда следует вывод: путь освоения позы небыстрый и нелёгкий, никакое насилие над телом при посадке в «Лотос» неприемлемо. Понадобятся осмысленный подход и терпение, чтобы проникнуть в суть качественного выполнения асаны. Поза лотоса относится к асанам высокого уровня сложности. Индикатором качественного освоения Падмасаны будет легко выполняемая Агни Стамбхасана.

Когда Падмасана освоена, происходит глубокое благоприятное воздействие на нижнюю часть спины, что способствует расслаблению. Дыхание становится размеренным и удлинённым, мышечный корсет расслабляется, артериальное давление снижается. Далее поток крови от ног перенаправляется к области живота и грудной клетки, активизируя пищеварение и укрепляя сердечную мышцу.

На тонком плане ценность «Лотоса» объясняется разворачиванием потока праны вверх, из Муладхара-чакры в Сахасрару-чакру, помогая энергии войти в Сушумну, и случается это только тогда, когда возникает состояние отключения внутреннего диалога

    Есть разные точки зрения о тонком плане практики. Одна из них такова:
  1. Способствует «сжиганию» грехов практикующего за счёт поднятия апана-вайю и препятствует потери жизненной энергии через каналы в ногах, которые ведут в низшие миры.
  2. Способствует поднятию потока энергии апаны для того, чтобы при смешивании с прана-вайю садхака смог освободиться от иллюзии настоящего и научиться принимать окружающую действительность такой, какая она есть.
  3. Активизирует Сушумну и по ней поднимает энергетические потоки до Сахасрара-чакры, что способствует пробуждению Кундалини.


Для большинства начинающих Падмасана будет достаточно трудна, но подобрав подходящий комплекс подводящих поз на раскрепощение тазобедренных суставов и выполняя его регулярно, каждый в своё время получит заслуженные результаты. Помимо асан, также рекомендуется обратить внимание на внутренние программы и установки, ибо отсутствие полноценной подвижности в суставах нередко связывают с омрачениями на Свадхистхана-чакре.

Следовательно, только комплексная работа над данной темой поможет достичь успеха в практике.

Техника выполнения

  • выполните Дандасану;
  • правую ногу согните в колене и разверните стопу подошвой вверх;
  • уложите правую стопу в сгиб левого тазобедренного сустава;
  • левую ногу согните в колене и разверните стопу подошвой вверх;
  • уложите левую стопу в сгиб правого тазобедренного сустава;
  • удерживайте таз и колени плотно прижатыми к полу;
  • сохраняйте спину прямой, грудную клетку – расправленной, плечи – опущенными;
  • руки разместите на колени, выполните Джняна-мудру;
  • дышите ровно и спокойно;
  • удерживайте позу комфортное время;
  • вернитесь в исходное положение;
  • повторите позу на другую сторону